Иорданская мозаика

Вот и кончилось наше недолгое лето. Но все пережитое нами в путешествиях – не забудется. Воспоминания об увиденном, узнанном и вновь для себя открытом остаются с нами. Фотографии помогают сохранить эти воспоминания надолго, делают их ярче. Путевые заметки и снимки профессионального фотографа и архитектора Елены Будиной, с которой наши читатели знакомы по предыдущим публикациям, в этот раз представят нам Иорданию - экзотическую страну, такую удивительную и очень разную.
Мое первое знакомство с Иорданией было мимолетным. На машине вдоль Красного моря, потом на маленьком корабле через пролив до города Акаба. Еще немного через пустыню - и моим глазам открылась величественная Петра. Время путешествия тогда, к сожалению, было ограничено, и я решила, что обязательно вернусь в эти удивительные места еще раз. Прошло два года, и мне действительно представилась такая возможность… 
Акаба находится на границе с Израилем. Это «ворота» Иордании. Небольшой симпатичный городок с маленькими магазинчиками, базарчиками, где чувствуется совершенно особый уклад жизни. Если сравнивать с другими поездками, у меня совсем не было ощущения, что Иордания – туристическая страна. На побережье в Акабе всего пять отелей. Два пятизвездочных, остальные попроще - три звезды. И живут в этих отелях преимущественно арабы. 
Поселившись в одном из них, можно планировать дальнейшие туристические вылазки. Мы с подругой наметили сразу несколько маршрутов: к Мертвому морю, реке Иордан и к горячим источникам, и самое главное, в пустыню Вади-Рам.
«Палитра древней пустыни» 
Побывать в Иордании стоит хотя бы ради прекрасной пустыни Вади-Рам, похожей на брошенный город, потому, что все ее скальные образования словно созданы воображением неизвестного архитектора. Не просто горы, а высокие крепостные стены, замки из скал… Издалека складывается впечатление, что их можно пройти насквозь. 
Когда смотришь на иорданские просторы со скал, сразу бросается в глаза - у пустыни несчетное количество оттенков. Прямо перед тобой лежат разноцветные барханы. Красный песок чередуется с оранжевым, и между ними - четкая граница. Мне объяснили, что у этих песков разная плотность, и ветер отсортировывает их, «раскладывая» свою палитру. 
Из окон автомобиля кажется, что эта пустыня все время меняет свои очертания. Цвета просто нереальные: начиная от темно-красного и оранжевого до светло-желтого и белого. По дороге то и дело встречаются оазисы с пальмами, одинокие деревья. На скалах в пустыне мы видели уголки, где сохранились древние петроглифы. Первозданность окружающего ощущалась настолько остро, что не верилось в близость цивилизации. И встретить ее присутствие где-то рядом было странно. И все же на приметы цивилизации можно натолкнуться даже здесь - прямо посреди пустыни мы видели автомобильную заправку, а апофеозом контрастов стала настоящая железнодорожная узкоколейка, теряющаяся в бесконечных песках. Не редки в пустыне и бедуинские стоянки. 
Я увидела странную вещь. На каждом столбе, на каждой опоре висят пакеты, наполненные водой. Нам объяснили, что мухи боятся пакетов с водой. Мне сложно это объяснить, как это взаимосвязано, ни в одной стране мира я не видела ничего подобного. Вообще стоянки выглядят очень просто: деревянные опоры, сверху – навес. Там обязательно предложат путникам имбирный чай, довольно острый и пряный. Но вкусный.
«На евангельской реке» 
Однажды увидев реку Иордан, никогда ее не забудешь. Приехав туда, сначала ты видишь большой православный храм. Традиционная церковь, куда можно зайти, помолиться, поставить свечи. Сразу за ней - маленькая оливковая роща с особым ароматом старого дерева, от которого на душе становится хорошо и спокойно. Осторожно спускаешься в зарослях по маленькой, немного пыльной тропинке к реке Иордан… 
Даже если кому-то приходилось видеть эту знаменитую реку по телевизору, уверяю вас - на месте возникают совсем другие ощущения. Сама река - очень маленькая, заросшая какими-то кустами. И вода в ней - удивительного изумрудного оттенка, но не мутная. У берега – небольшие ступеньки, и все, кто захочет, могут спуститься к воде. Мы с подругой попали в одну компанию с англичанками пожилого возраста, дамами в платьях, соломенных шляпках, похожими на мисс Марпл. Я думала, они захотят окунуться. Но нет, не решились, попробовали ногами воду и отошли, принявшись банально фотографироваться на фоне святого места. А мы, припасли специальные платья, чтобы войти в священную реку. 
Иордан оказался очень теплым и мелким, с песчаным дном, мелкими камушками - и никакого ила. Самое глубокое место, наверное, по пояс. Я, как наставляла мама перед путешествием, вышла на самую середину, три раза окунулась с головой, прочитала молитву, подумала о хорошем. Англичане смотрели на нас с восхищением. 
Но самое удивительное было потом. Уже по возвращении в отель мы повесили купальные платья сушиться, а на утро, когда они высохли, стали благоухать каким-то особым ароматом, в котором чувствовались удивительные запахи теплого солнечного дня и пряных растений.
«Горячие водопады» 
Горячими источниками в Японии или где-нибудь в Исландии не удивишь никого. Но здесь в Иордании!.. Огромные водопады: один, самый большой, высотой где-то тридцать пять метров, второй – пятнадцать, и третий, самый маленький, - метров пять. В пятиметровом водопаде купаться было нельзя. На него можно только смотреть, потому что вода, падающая с пятиметровой высоты, не успевает остывать. На водопадах побольше - другое дело. На выходе из земли вода имеет 85 градусов, почти кипяток, а, достигая земли, остывает до 35 градусов. Под такую воду уже вполне можно встать. Мы наслаждались термальным «душем» минут 40. Говорят, что в этих водопадах излечивается огромное количество самых разных болезней.


 

«Арабская сторона Мертвого моря» 
Одна половина Мертвого моря принадлежит Израилю, другая - Иордании. За год до этой поездки я была на его побережье – с израильской стороны. Иорданская часть моря - совсем иная. В Израиле это пологое место, и ты входишь в него, как в мелкое озеро. Причем концентрация соли там более высокая, чем в Иордании, где уже чувствуется, что это действительно настоящее море, глубокое, с волнами. Но утонуть в этом море все равно невозможно из-за солевой насыщенности. Морское дно белое… К берегу тянутся красивые соляные «платформы». Когда заходишь в воду, натыкаешься на отполированные отложения соли. По ним приятно ходить, и они совсем не скользкие.

 
 

Цвет Мертвого моря уникален. Со стороны Израиля он до искусственности изумрудный, а в Иордании - небесной голубизны, от которой трудно отвести взгляд. 
Днем солнце какое-то время отражается в воде, как в зеркале. Не расплывчато, не дорожкой, как мы привыкли видеть, а просто, как в зеркале – потрясающий эффект. Длится это минут пять-десять. 
Мне довелось стать свидетелем еще одного интересного природного явления. Я увидела, как в море отражаются… сразу два солнца. 
«Чистильщики» барханов» 
За время путешествия мы проехали не менее пятнадцати постов с вооруженными людьми: военными и полицейскими. Наверное, сказывается близость к израильской границе. 
Есть и особая полиция - красавцы на лошадях, патрулирующие пустыню. 
Несколько раз нас останавливали на постах, но после немногочисленных формальных вопросов неизменно провожали с добродушными улыбками. Оно и понятно - стоят мужчины на жаре, скучают, хочется поговорить с проезжающими женщинами. Но не было случая, чтобы кто-то из представителей иорданских силовиков в разговоре хоть на йоту перешел грань дозволенного.

 
 

В пустыне нам встречались не только военные. Оказывается, там есть специальные люди, которые… убирают пустыню. Мы еще посмеялись – вроде бы здесь дворники не нужны, но работают же: ходят вдоль дороги со специальными палками, ищут мусор… 
Вопреки сложившимся стереотипам в попадавшихся по пути деревнях мы видели женщин исключительно с открытыми лицами, без платков, одетых, как правило, во все черное. Рядом с их жилищами пасутся козы, а в небольших садах растут финики, помидоры. 
В одном из таких домов дружелюбные хозяева, узнав, что мы из Москвы, предложили разделить с ними трапезу. Согласились мы не сразу – как-то непрезентабельно выглядело угощение: разбитая сковородка была наполнена тушеными помидорами, мелко нарезанными, с зеленью. Но, не желая обидеть гостеприимных арабов, мы все-таки решились попробовать. Нам принесли целую стопку лепешек похожих на лаваш, только очень тонких. Мы сидели вчетвером вокруг сковороды и макали эти лепешки в тушеные помидоры. Ничего вкуснее этого я не ела никогда.


«Петра – город-роза» 
Невозможно приехать в Иорданию и не побывать в Петре. Это город-роза, воздвигнутый внутри разноцветных скал. Об этом уникальнейшем месте уже много рассказано, но не могу удержаться, чтобы еще раз не вспомнить такое чудо. Моя подруга, приехавшая сюда впервые, просто ахнула, увидев скальные фасады здешних строений. Вот когда понимаешь, что наши предшественники были гениальные люди. Может быть, жили другими ценностями, в другом ритме, и время у них имело совершенно иное значение. Гуляя по сказочному городу, не хочется ничего говорить, а только смотреть и восхищаться его волшебной красотой. Амфитеатр с огромной ареной, святилища, дома... Можно несколько часов ходить по нему и открывать для себя все новые и новые чудеса, следы глубокого прошлого. Хорошо сохранились невероятной красоты потолки древних храмов, лестницы, вырубленные в скалах…Петра не упоминается ни в одном дошедшем до нас древнем источнике. Этот город заново открыл для нас в 19 веке молодой ученый из Европы. Но и сегодня мы видим лишь часть прекрасной Петры, раскопки до сих пор продолжаются...
P. S. Иордания – страна, которую невозможно забыть и в которую хочется вернуться. И я обязательно вернусь сюда, чтобы встретить рассвет в пустыне и увидеть, как всходит солнце среди древних цветных барханов…
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.