Галина Карелова: «Социальная сфера нуждается в обновлении»

Какие бы должности и посты ни занимала в разные годы Галина Карелова, практически всегда ее деятельность была связана с «социалкой». Сегодня Галина Николаевна - депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, возглавляет подкомитет по бюджету Фонда социального страхования РФ, а также руководит Центром социальных инноваций. Мы попросили Галину Николаевну рассказать о том, как будет складываться ситуация в социальной сфере в 2010 году.

                                   Визитная карточка

Галина Николаевна Карелова родилась в Свердловской области. Окончила Уральский политехнический институт. По его окончании занималась преподавательской и научной деятельностью. До избрания депутатом в Государственную Думу РФ 5 созыва возглавляла Комитет по социальной политике Совета Федерации РФ, являлась депутатом Государственной думы 2 созыва, работала первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации, затем заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем Фонда социального страхования Российской Федерации. 
Человек активной жизненной позиции Г.Н. Карелова является автором и соавтором многих законов и законопроектов, которые укрепляют и развивают правовые основы гражданского общества. Среди них - поправки в Закон «Об образовании», Закон «О рекламе», Закон «О розничных рынках», изменения в трудовой кодекс РФ, в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Налоговый кодекс, в закон «О ветеранах» и др.
Галина Карелова - кандидат экономических наук, доктор социологических наук, профессор. Имеет свыше 150 работ по экономическим, социальным и политическим проблемам. Ее деятельность отмечена многим наградами, среди которых - орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», орден Русской православной Церкви Ольги III степени, золотой почетный знак «Общественное признание» и др. 

- Галина Николаевна, насколько сложным был для страны и ее бюджета 2009 год? Какие антикризисные меры Вы как заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам можете выделить как самые удачные?
- Честно говоря, затрудняюсь, по какой шкале оценивать сложность 2009 года. Безусловно, это был один из самых тяжелых за последние 10 лет периодов – для экономики, для отдельных отраслей, для регионов, для каждого из нас. Но, вы знаете, трудные времена имеют и свои плюсы – они заставляют мобилизовываться, принимать нестандартные решения, действовать. И в общем-то 2009-й был именно таким. Я вижу это и как руководитель Центра социальных инноваций, тесно связанного с регионами страны, и как депутат Государственной Думы. Я представляю в Думе Воронежскую область и должна сказать, что именно в этот трудный год здесь произошло много позитивных перемен.
Что касается антикризисных мер, на мой взгляд, важны три блока. Первый – меры по оптимизации и развитию рынка труда, поддержке отечественного производителя, поддержке и развитию малого бизнеса, второй блок - меры финансовой поддержки субъектов страны и третий - меры, направленные на социальную поддержку граждан. Весь этот комплекс в сочетании с соответствующими законами позволил сдержать инфляцию (итог 2009 года – 8,8%, по данным Росстата) и обеспечить социальную безопасность.

- Несмотря на усилия, предпринимаемые властями в рамках программы по борьбе с безработицей, она продолжает расти. Как Вы полагаете, этот процесс продолжится в 2010 году? Какие меры по снижению напряженности на рынке труда сегодня могут считаться приоритетными?
- Я бы поспорила с вашим «несмотря на». Сейчас темпы роста безработицы не сравнимы с прошлогодними. И в первую очередь благодаря оперативным мерам, в том числе и законодательным, которые помогли сдержать ее рост и не допустить масштабов, пережитых другими странами. По крайней мере, почти два миллиона рабочих мест за счет этого удалось сохранить.

 

Не думаю, хотя прогнозы – дело неблагодарное, что безработица будет резко расти: задача удержать ситуацию вполне реальна. Однако резких изменений на рынке труда ждать не стоит – об этом свидетельствует ситуация в мире и в стране. Руководство нашей страны смотрит на это открытыми глазами. Поэтому с повестки дня вопрос снижения напряженности на рынке труда не снят - на следующий год в бюджете заложено 36, 4 млрд рублей для продолжения мер по поддержке занятости. Однако это будет другой этап. Хоть и очень медленно, но мы начинаем выходить из кризиса. Поэтому те меры, которые в первую очередь предпринимались в 2009 году для борьбы с ним, - организация общественных работ, устройство на временные, перевод людей на неполный рабочий день или отправка в отпуск и так далее - словом, меры, в основном направленные на социальную защиту, – будут дополняться другими и, возможно, со временем уступать им место. Ставится задача - создать 1,4 млн постоянных новых рабочих мест.
Уже сейчас заметны тенденции, которые позволяют говорить о том, что у наших граждан, слава Богу, повышается уровень мотивации к переменам, нет социальной апатии и они готовы менять профессии, переобучаться, рисковать, открывая свой бизнес. Думаю, что эти направления и будут развиваться, чтобы обеспечить эффективную занятость людей, сократить разрыв между спросом и структурой специалистов. По крайней мере, тот опыт, который уже есть, в частности, в Кировской, Брянской, Вологодской, Нижегородской и других областях, где очень неплохой результат дали государственные меры по переобучению, поддержке безработных, решивших начать свое дело, показывает, что это правильный вектор.
- Треть всех безработных – молодежь до 25 лет, большинство из них не имеют опыта работы. Есть ли у власти рычаги влияния на эту ситуацию?
- Есть официальная программа стажировок, которую реализует Роструд. В этом году она рассчитана на почти 90 тысяч выпускников образовательных учреждений. Это существенная поддержка для молодежи. Но надо иметь в виду, что ежегодно получают дипломы специалистов около миллиона человек. Насколько квалификационная структура выпускников сегодня соответствует спросу – вот главный вопрос. Сейчас такие термины,
как перезагрузка и модернизация, называют модными. Но они актуальны как никогда. Кризис заставляет извлекать уроки. Рынок труда нуждается в модернизации. А система образования должна пройти своего рода перезагрузку, чтобы стать ближе к жизни. Поэтому, на мой взгляд, решение проблемы востребованности специалистов - не только в руках государства. Это дело всех участников экономического процесса, в том числе и системы образования, поскольку она в него вовлечена самым непосредственным образом.

                             Цифры и факты
2,08 млн человек – таков, по данным Росстата, уровень официальной безработицы в России по итогам 2009 года. Это составляет 8,1% от всего трудоспособного населения страны. Общее число экономически активных россиян, которые не имели официальной работы, к концу года составило 6,1 млн человек.
35,6 млрд руб. было потрачено на меры по борьбе с безработицей в 2009 году.
2,8 млн россиян стали участниками программ по повышению занятости в 2009 году.


- Вы не раз говорили, что государство готово помочь людям в организации собственного бизнеса. Можете назвать реальные цифры – многие ли смогли воспользоваться этой помощью? И о каких суммах на сегодняшний день идет речь?
- Благодаря программе поддержки предпринимательства около 130 000 человек в 2009 году открыли свое дело. В 2010 году их число должно возрасти. Реализация региональных программ даст возможность открыть свое дело уже почти 170 тысячам человек. Жизнь показывает, что спрос на эту, так скажем, «услугу» государства растет очень быстро. Например, в Кировской области (у нас в Центре социальных инноваций аккумулированы данные по целому ряду регионов) число участников этой программы за год выросло в шесть раз. Схожая
картина в Брянской области и многих других регионах.
К тому же в 2010 году будет больше стимулов. Если получивший субсидию возьмет на работу других таких же безработных, то на каждого из них «новоиспеченному» бизнесмену перечислят еще по 58,8 тыс. руб. Кроме того, надо учитывать, что программа поддержки предпринимательства рассчитана на софинансирование и в регионах находят возможность увеличить стартовый капитал. Например, я знаю, что петербуржцы получат на открытие своего дела дополнительно по 200 тысяч рублей из городского бюджета.
Есть и еще одно новое направление – введены стимулы для трудоустройства инвалидов. Если работодатель захочет взять на работу человека с ограниченными возможностями, ему в сумме до 30 тысяч рублей компенсируют затраты на обустройство рабочего места.

 -Назовите, пожалуйста, сильные стороны нашей системы социальной защиты и ее самые уязвимые точки? Что, по Вашему мнению, в сегодняшней системе нуждается в реформировании?
- Если посмотреть бюджет страны, то очевидно гигантское увеличение социальных расходов, которые подтверждают серьезное развитие системы социальной поддержки, особенно в части прямых выплат. Например, выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет в 1990-е годы казалась чем-то нереальным,
а сегодня – это не только отдельная статья бюджета, а часть большого раздела социальной поддержки матерей. Я уже не говорю о родовых сертификатах, материнском капитале, защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и т. д. Намеренно не останавливаюсь на размерах выплат, хотя они растут год от года. Принципиально то, что они существуют.
Наше уязвимое звено – сфера социальных услуг. Она совершенно определенно нуждается в обновлении. Государство несет эту ношу практически в одиночку, поэтому рынок социальных услуг не сформирован, здесь нет конкуренции, но зато есть непомерные цены у частников-одиночек и теневой рынок, на котором можно найти предложение по приемлемой цене, но гарантий качества никто не даст. За примерами далеко ходить не нужно. Восемь из десяти человек поделятся с вами опытом мучительного поиска сиделки или няни и расскажут либо про супердорогих, либо про не очень дорогих, но нерадивых. И лишь единицы смогут похвастаться, что довольны и результатом своих поисков и соотношением цена – качество - порядочность у, скажем так, негосударственного социального работника.
К сожалению, меньше 3% малых предприятий заняты в этой сфере. Было бы больше, если бы они были поддержаны, в том числе и госзаказом, и на равных могли бы конкурировать с государственными социальными
организациями. Пока этот вопрос решается точечными мерами, но назрела пора для нового закона о социальном обслуживании. Он уже разработан и надеюсь, что со временем будет принят.
- Какие из социальных инноваций Вы считаете наиболее креативными и перспективными? Расскажите, пожалуйста, о технологиях отбора проектов Центром социальных инноваций. Каким образом Центр может влиять на их распространения в случае успешной «обкатки»?
- Мне трудно выделить что-то одно, поскольку за время работы Центра социальных инноваций рассмотрены сотни социальных проектов из самых разных сфер – от проектов по активному долголетию до решения проблем занятости. В каждом из этих направлений были свои «жемчужинки». Такие, например, как обустройство туристических троп в Калининградской области, доступных и для инвалидов, или передача в концессию детских садов в Пермской области. Кстати, именно этот опыт является подтверждением того, что социальную сферу можно открыть для госзаказов малому бизнесу.

                                         Цифры и факты
45,9% предпринимателей-работодателей, по данным Национального института системного исследования проблем предпринимательства (НИСИПП), в сфере малого бизнеса сократили численность персонала своих фирм.
27,9% бизнесменов пошли на снижение зарплат сотрудников.
127,6 тыс. человек в 2009 году получили субсидии на развитие собственного бизнеса. Это в пять раз больше, чем годом ранее. На эти цели было потрачено 7,5 млрд руб.

В Перми сумели решить проблему нехватки мест в детских дошкольных учреждениях, а ведь эта проблема, без преувеличения, общенациональная. В масштабах страны в очереди – более миллиона человек. Я не знаю ни одного города, кроме Перми, где бы она была решена. Мы пригласили пермяков к нам в Центр социальных инноваций, где они поделились своим опытом с руководителями социальных блоков других областей. Пригласили экспертов, практиков, журналистов. Это, кстати, одна из технологий распространения новой успешной практики. Мы делаем ее гласной, презентуем широкому и влиятельному кругу экспертов, и это дает свои плоды.  

- Считается, что чем лучше человек информирован, тем проще ему добиться успеха. Какими ресурсами Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе всех происходящих в стране и мире событий?
- Не думаю, что оригинальна. Это – пресса, телевидение, Интернет, радио, книги, общение.
- Что из произошедшего за 2009-й в нашей стране Вас по-настоящему порадовало, а что огорчило?
- На меня тяжелейшее впечатление произвела трагедия в «Хромой лошади». Сказать, что это событие меня огорчило – ничего не сказать. А из того, что порадовало, – главное, что 2010 год мы начали без депрессии.
- На всех фотографиях Вы улыбаетесь. Вам свойственно позитивное отношение к окружающему или это скорее привычка публичного человека?
- Я позитивно отношусь и к жизни, и к людям. Считаю, что негативные эмоции надо прятать, даже если ты и не публичный человек.
- Вы долгое время жили и работали на Урале. В Думе Вы представляете интересы Воронежской области. А где Вы чувствуете себя наиболее комфортно, какое место считаете по-настоящему родным?
 - Конечно, родина там, где твой дом, где твои родители, где ты сформировался как личность, где много всего, что связывает тебя с этим местом. В этом смысле Урал и Москва, конечно, первые. Но за два года своего
депутатства я хорошо узнала и успела полюбить Воронеж, его людей, успела вложить в свою работу там, не буду скромничать, большую часть своей души. И этот город мне, это точно, уже сегодня свой, близкий.  
- У Вас жесткий рабочий график. Как Вы строите свой обычный рабочий день?
- В вашем вопросе был ответ - у меня на каждый день очень жесткий график, в который я стараюсь укладываться. Встаю рано. До каких-то запланированных дел обязательно просматриваю газеты и Интернет. Потом начинается интенсивная работа и… жизнь в графике. Я люблю темп, динамику. Конечно, есть островки для души. В наше время важно за работой, карьерой не зачерстветь.
- Как Вы восстанавливаете силы? Что доставляет Вам удовольствие?
- Да многое: и семья, и книги, и музыка. Люблю путешествовать по новым местам, общаться со своими друзьями. У меня их много. Мне всегда везло на хороших, интересных и умных людей, которые по жизни как-то всегда идут рядом. Стараюсь находить для них, а значит, и для себя время. Хожу в храм. Силы сами приходят.
- Какие черты, на Ваш взгляд, должны быть присущи деловой женщине? И можно ли сегодня сказать, что в России не существует гендерных проблем?
- Существуют, конечно, но уже в гораздо меньшей степени, чем раньше. Наша жизнь меняется, и вместе с ней меняются стереотипы. Особенно заметно это в последнее время. Среди руководителей крупных успешных компаний много женщин. В правительстве работают три женщины. Это – пока рекорд, но он будет преодолен, я уверена. Что же касается черт деловой женщины… Не думаю, что надо как-то делить мужские и женские деловые качества. Компетентность, уверенность, смелость, ответственность, порядочность – универсальны. Но женщина всегда должна оставаться самой собой, то есть оставаться женщиной, отзывчивой, доброй, какой бы деловой она ни была.
 

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.