Наталья Касперская: «У меня всегда было много сил»

Кому полагается защищать и оберегать? Конечно, мужчине. А кто руководит известнейшей в России компанией, производящей ПО для защиты информационной безопасности? А вот и женщина. Генеральный директор «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская рассказывает о последних тенденциях в мире компьютерных вирусов, о деятельности компании и о себе.

В 2004 г. было зафиксировано 46 крупных вирусных эпидемий. Как обстояло дело в прошлом году и что нас ждёт в этом? Какие вирусы сегодня наиболее опасны?
В 2005 г. крупных эпидемий было всего 14. Основной причиной является переход вирусописателей от глобальных эпидемий к гораздо менее заметным, так называемым локальным. Правоохранительные органы во всем мире значительно активизировались, поэтому компьютерный андеграунд начал избегать пристального внимания. Кроме того, на действия вирусописателей стали гораздо более оперативно реагировать антивирусные компании. 
Впрочем, риск глобальных эпидемий сохраняется. Да, основная масса вирусов создается сейчас с криминальными целями. Однако среди представителей компьютерного андеграунда еще остаются те, кто пишет вирусы исключительно из хулиганских побуждений. Именно они создали крупнейшие вирусные эпидемии последних лет – Lovesan, Sasser, NetSky, Mydoom, Sober.
Каких серьезных эпидемий можно опасаться в 2006 г.?
Мы можем прогнозировать их лишь с определенной долей вероятности. Основных сценариев эпидемий, способных на время вывести из строя отдельные сегменты Интернет и охватить миллионы пользователей, на наш взгляд, может быть два. Первый – это появление сетевого червя, использующего очередную критическую уязвимость в Windows. Второй - эпидемия червя почтового. Во втором случае, скорее всего, это будет обычный трюк с текстом письма, которое составляется так, чтобы убедить или заставить получателя добровольно открыть вложение. Риск подобной эпидемии возрастает, когда появляется какая-то общемировая проблема: природная или техногенная катастрофа, теракт, война. Но, вероятно, будет эксплуатироваться и тема чемпионата мира по футболу. 
Еще один уязвимый сегмент – мобильные устройства. За последние полтора года проблема «мобильных» вирусов встала очень остро. Из двух способов их распространения – Bluetooth и MMS – наиболее популярным в дальнейшем будет по-прежнему оставаться первый. Однако MMS более опасен и может вызвать гигантскую эпидемию за короткое время.
Что приходит на смену массовым компьютерным вирусам?
Число вирусов, рассчитанных на массовое распространение, сокращается, но проблема информационной безопасности не становится от этого менее актуальной. Напротив. Сегодня вирусописатель предпочитает не полагаться на удачу, рассылая свое творение в виде самораспространяющегося компьютерного червя. Хулиганов, которые писали вирусы с целью прославиться, сменили профессиональные охотники за конфиденциальной информацией. Они заранее выбирают конкретную цель, например, банк. Пишут уникальную троянскую программу, часто используют человеческий фактор – подкупают нелояльного сотрудника, который знает, как устроена информационная сеть и защита баз данных. А потом подпускают своего троянца в корпоративную сеть. Детектировать такую вредоносную программу крайне сложно, ее код уникален, в антивирусных базах его нет. В этом случае срабатывают другие антивирусные технологии, в частности, проактивная защита.
Как Лаборатория Касперского реагирует на эти новые проблемы?
Мы постоянно совершенствуем существующие продукты, разрабатываем комплексные программы. Например, Kaspersky Personal Security Suite – продукт, который защищает и от вирусов, и от хакеров, от спама. В 2003 году мы организовали дочернее предприятие – компанию Infowatch. Программные решения, которые разрабатывает эта компания, помогают бороться с внутренними угрозами: утечкой информации, уничтожением данных, саботажем, промышленным шпионажем и другими неосторожными и неправомерными действиями сотрудников в отношении корпоративной информации.
Работаете ли вы на западном рынке?
Лаборатория Касперского – это международная группа компаний с центральным офисом в МосквеНаши офисы открыты в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Японии, Нидерландах, Южной Корее, Польше, Румынии. Партнерская сеть «Лаборатории» объединяет более 500 компаний более чем в 60 странах мира. 
Расскажите, пожалуйста, о ваших образовательных программах.
Существует два проекта: «Академия Касперского» и «Школа Касперского». Академия работает с крупнейшими ВУЗами Москвы, России и СНГ. Работу со школами мы начали с наиболее активных московских. Уровень понимания проблемы информационной безопасности в нашем обществе, к сожалению, крайне низок, и Лаборатория Касперского своими силами пытается эту ситуацию изменить. Ведем совместную работу с преподавательским составом, разработали специальные учебные курсы для ВУЗов и для средних образовательных заведений, собираемся выпускать учебник. 
Благотворительность?
Инвестиция. Технические ВУЗы не готовят специалистов того профиля и квалификации, которые нам нужны. Новых сотрудников приходится переучивать. Но чем переучивать, лучше учить. Мы пытаемся организовать некий симбиоз практики и учебного процесса. 
Еще одна наша инициатива – студенческая практика в «Лаборатории Касперского». Ее могут пройти студенты-старшекурсники технических вузов. Им предлагается работа над специальным проектом под руководством кураторов – ведущих разработчиков «Лаборатории». Мы платим зарплату, предоставляем работу по гибкому графику без отрыва от учебы, а после окончания ВУЗа и по результатам практики предлагаем постоянную работу.  Вы готовите себе кадры. А Вам самой, когда Вы пришли в этот бизнес, многому пришлось учиться?
Всему. Я ничего не знала. С компьютером была знакома лишь постольку-поскольку, хотя я инженер по образованию. Но моей задачей было продвигать и продавать продукт. Конечно, вначале были ошибки, но рынок рос, и многое прощалось. Одно из главных составляющих успеха – качество продукта, и мы это поняли. 
В ведении бизнеса Вы ориентировались по наитию или опирались на чужой опыт? Приглашали ли зарубежных специалистов?
В первые годы существования компании мы никого не приглашали – просто не могли себе этого позволить. Позднее такой опыт у нас был, но я не могу назвать его особенно удачным. Можно ли научить бизнесу? Думаю, нет. Либо есть у человека эта жилка, либо нет. Еще помогут везение, энергия. Но не бизнес-образование.
А сомневаться в своих силах Вам приходилось?
Сомнения всегда есть. Даже сейчас. Когда человек прекращает сомневаться, значит, что-то не так. Сомнение означает, что мы еще не добились всего, чего могли. А мы хотим и дальше расти.
С работой понятно. А как Вы отдыхаете?
В студенческие годы увлеклась авторской песней: турслеты, романтика… Потом научилась играть на гитаре, но фламенко, конечно, не сыграю. Люблю стихи под музыку: Окуджаву, Визбора. Сейчас пою редко, времени не хватает. Еще занимаюсь спортом: горные лыжи, коньки. В детстве ходила в секцию, потом забросила, а недавно встала на коньки и поехала – что меня совершенно поразило, за двадцать-то лет. Я люблю зимние виды спорта, по беговым лыжам даже имела разряд. Но сейчас больше увлеклась горными. Мне нравится активный отдых. 
Между лыжами и театром Вы выберете лыжи?
Да, хотя театром я тоже очень увлекалась в юношеские годы. Регулярно бывало, что театр оккупировали большие толпы и стояли всю ночь, чтобы купить билет. И я тоже стояла в этих очередях. Знала репертуары главных московских театров: Моссовета, на Таганке, Современника. И сама всегда лезла в какую-нибудь самодеятельность. Стихи писала. Только лирическая поэзия мне никогда не давалась, скорее, рифмы для стенгазеты. В пионерской организации я была в совете отряда, в комсомоле – всегда комсоргом…
И бизнес – это логическое продолжение?
Да, видимо, у меня изначально было очень много сил.  

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.