Когда душе не все равно…

Наш мир несовершенен – с этим не поспоришь. Но и смириться с этим непросто, особенно когда узнаешь, что тяжелобольной ребенок, которого ты увидел в соседней палате, никогда не сможет встать со своей кровати. Но и ему можно чем-то помочь. Даже простая улыбка многое значит для малыша, который не помнит своих родителей. Увы, не у всех есть силы и время регулярно посещать пропахшие лекарствами и безнадежностью больничные палаты. Но во все времена находятся люди, готовые протянуть руку помощи нуждающимся – причем совершенно бескорыстно, от чистого сердца, по зову своей души.

Мама для Руслана
Три года назад в подмосковную больницу привезли новорожденного ребенка, от которого в роддоме отказалась мама. На протяжении четырех месяцев врачи ставили ему противоречивые диагнозы, лечили, используя различные методики, но все было напрасно. Малыш казался слепым, глухим, совершенно неадекватным существом. Медсестры называли его маленьким смертником, и никто не сомневался в том, что если мальчик выживет, то он никогда не сможет стать полноценным человеком. Таким его в первый раз увидели добровольцы фонда «Волонтеры - в помощь детям-сиротам», навещавшие в этой больнице «отказников». Именно они настояли на переводе ребенка в московскую клинику для полного обследования, собрали необходимые средства, нашли хороших специалистов. Окончательный диагноз казался безнадежным. У малыша определили органическое поражение центральной нервной системы. Профессора разводили руками и давали лишь крохотный шанс на спасение: ребенку был необходим человек, готовый двадцать четыре часа в сутки быть рядом – тогда, возможно, говорили они, мальчик будет медленно развиваться и, может быть (что казалось совсем невероятным), научится улыбаться. Но где найти человека, готового взять на себя такое тяжелое бремя? Волонтеры бросили клич в Интернете: ребенку нужна мама!
На успех акции никто особо не рассчитывал. Кто согласится взять чужого ребенка в семью, да еще с такой наследственной патологией? А потому реакция, которую вызвало это обращение, приятно всех удивила. Невероятно, но мама нашлась. Женщина, которая кроме собственного ребенка воспитывала еще пятерых приемных, согласилась взять к себе маленького Руслана.
Сейчас Руслану почти три года. Он не только научился улыбаться, мальчик научился стоять, говорить несколько простейших слов, что уж никак не вписывалось в прогнозы врачей. Что будет дальше, не берется предсказать никто. И может быть, когда он станет взрослым, он сможет понять, что жизнь ему подарила не та женщина, что бросила его в роддоме, а люди, которых не остановили пессимистичные диагнозы врачей.

Руслан – не единичный случай, на счету волонтеров множество спасенных жизней.


«Счастливое детство»… в больничной палате
Волонтеры в России были всегда. Но объединяться в некоммерческие организации, занимающиеся поддержкой и помощью самым беззащитным из нас – старикам и детям, оставшимся без попечения родителей, они стали в конце восьмидесятых годов. Сейчас созданы и действуют сотни различных благотворительных фондов, общественных движений, деятельность которых направлена на решение социальных проблем.  
 К осознанию того, что он может, а главное, должен помогать людям, оказавшимся в беде, каждый волонтер приходит по-своему, но чаще всего толчком к этому служит личная драма. Так случилось и с Еленой Альшанской, которая уже более двух лет возглавляет благотворительный фонд «Волонтеры – в помощь детям-сиротам» и более четырех лет одноименное общественное движение.
В 2004 году заболела дочь Елены, и ее поместили в детскую подмосковную больницу. Тот день Лена помнит очень отчетливо, ведь то, что она увидела, перевернуло все ее представление о мире. Пять палат этой больницы были заполнены маленькими детьми, которые беспрестанно плакали. К ним очень редко заходили медсестры, а мам не было рядом. Когда Елена попыталась выяснить ситуацию у нянечек, ей ответили, что эти дети – «отказники», проходящие стандартное медицинское обследование перед распределением по детским домам. Но мест в домах ребенка нет, а потому в больнице они уже не лечатся, а… живут. Некоторые по нескольку лет. Эти малыши оказались никому не нужными: мамы их бросили, а государство еще не было готово принять под свое крыло. «Больничные воспитанники» носили одежду, которую жертвовали пациенты других палат, ели фрукты, купленные на личные сбережения сердобольных медсестер, и ждали переезда в детский
дом. Иногда на это уходили годы.
- Тогда я думала, что ситуация уникальна, - говорит Елена Альшанская. - Мне казалось, что такого нигде больше нет и быть не может. Вместе с друзьями и близкими мы собрали несколько коробок с игрушками, одеждой, памперсами, купили детское питание… Когда же буквально за несколько километров в другой больнице мы нашли девочку, которая прожила в больничной палате семь лет, я поняла, что не смогу жить так, как жила.
Группа единомышленников собралась удивительно быстро. Оказалось, что людей, носящих в сердце потребность помогать другим, не так уж и мало. Список подшефных больниц неуклонно рос. Тогда и встал вопрос о легальности существования волонтерской организации. В 2006 году благотворительный фонд зарегистрировали официально, чуть позже было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством здравоохранения.
Сейчас, не без участия волонтеров, ситуация в подмосковных больницах изменилась. Добровольцам удалось добиться внимания властей к этой проблеме, и в бюджете Московской области появилась статья, по которой на содержание детей-сирот, временно находящихся в больнице, выделяется финансирование. Да и дети теперь не задерживаются там надолго.
- Сейчас волонтеры опекают сто четыре детские больницы, расположенные не только в Московской, но и других
областях России, - говорит Елена. - И если раньше нашей основной целью была помощь тем детям, которые вынуждены жить в больницах, то со временем круг нашей деятельности стал шире. Если честно, окунувшись в проблему, мы увидели не только маленьких пациентов, живущих в больницах, но и безнадежно больных малышей, которые не имели шанса выжить, потому что у родителей не было денег на оплату операции. Мы стали пытаться помогать таким детям. Чуть позже возникло направление по содействию в семейном устройстве детей- сирот. Еще одно направление работы - помощь семьям в кризисных ситуациях. Ведь для многих детей, у которых есть родители, оказавшиеся в кризисной ситуации, а потому потерявшие возможность заниматься воспитанием, самое желанное - это вернуться в родную семью. И во многих случаях семью можно спасти…
Я отдаю себе отчет в том, что не могу помочь всем, но пока у нас есть силы, пока нас много, мы будем поддерживать тех, кто нуждается в нашей помощи.
Волонтер – работа женская?
Волонтеры – не супергерои, у каждого своя личную жизнь, семья, работа и самые разные профессии: от библиотекарей до финансовых аналитиков. Единственное, что их объединяет, - желание помочь слабым. И это желание сильнее чувства жалости, которым многие прикрывают свое безразличие.
Они делают то, что выходит за грани обыденности. И если вы увидите во дворе больницы женщину, гуляющую с пятью детскими колясками, знайте, что это - волонтер.
«Я заходила с уверенностью, что сейчас у меня не получится и я больше не приду. Настолько мне было не по себе, когда я пришла к ним в первый раз. Так страшно переступать порог палаты, даже просто видеть этих детей! Но я понимала, что если не сделаю этого сейчас, то не смогу никогда. А вышла с ощущением, что дети просто «расхватали» меня. За один раз я познакомилась сразу с тремя: Наташей, Сашей и Артемом! А еще поняла, чем можно радовать Егорку. Может, и общаться с ним научусь постепенно. Я уверена, что мне там, «н
а небесах», помогли и я сделала правильный шаг», - так описывают свои первые впечатления начинающие волонтеры.
По словам Елены Альшанской, волонтер – это женская работа. Если нарисовать типичный портрет волонтера, то он будет выглядеть так: женщина с высшим образованием от 27 до 35 лет, находящаяся в декретном отпуске по уходу за ребенком. Однако в последние два года все больше мужчин начинают добровольно заниматься безвозмездной помощью ближним.
Конечно, быть волонтером сможет далеко не каждый. Но не стоит обвинять в черствости тех, кто не находит в себе сил переступить через порог палаты, в которой умирает безнадежно больной, брошенный родителями ребенок. Ведь даже те, кто занимается волонтерством несколько лет, говорят о том, что их работа – это ежедневная борьба с собой, со своей слабостью, страхом, желанием все бросить и забыть. Многие не выдерживают напряжения и сходят с пути, когда исчерпывается запас моральных и физических сил. А потому сейчас среди волонтеров России очень активно обсуждается вопрос о необходимости государственной поддержки добровольческих движений. Им как воздух необходимы законы, официально регулирующие деятельность волонтерских организаций, необходимы образовательные программы, курсы специальной подготовки.
- К сожалению, часто мы действуем методом проб и ошибок. Когда в нашем фонде появилось новое направление – помощь в устройстве в приемные семьи детей-сирот и общими усилиями более ста детей за год обрели родителей, мы прыгали до потолка от радости… Но прошло несколько месяцев, и нескольких детей вернули в детские дома. Приемные родители, удочеряя девочку с голубыми глазами и милыми кудряшками, не были подготовлены к тому, что это славное создание ругается как сапожник и ворует деньги из кошельков… Как вы думаете, каким человеком вырастет ребенок, которого предали дважды? И в этом не только вина приемных родителей, не рассчитавших свои силы, причина еще и в неправильно выстроенной системе: когда нет
обязательного профессионального обучения, нет сопровождения приемной семьи специалистом, нет предварительной проработки мотивации семьи. Очень часто родители, увидев яркую социальную рекламу, переоценивают свои силы и возможности, ждут от ребенка слишком многого, не понимая, что они берут домой не красивую игрушку, а живого человека, которому прежде всего необходима психологическая помощь. Честно скажу, после фактов возвращений детей в детские дома хотелось все бросить… Но сегодня мы пытаемся решить эту проблему. Стараемся организовывать обучающие семинары для сотрудников опеки и попечительства, чтобы они могли проводить на своей территории профессиональную работу с семьями. В нашем фонде уже полгода существует «горячая» телефонная линия для желающих стать приемными родителями. Отвечаем на все вопросы, касающиеся усыновления, если требуется, записываем на очную консультацию к психологу или юристу»,- говорит Елена Альшанская.
Социальное сиротство – проблема, над разрешением которой государство бьется уже несколько десятков лет. Одни волонтеры, которых, к счастью, с каждым годом становится все больше, решить ее не в состоянии. Они лишь прикрывают собой локальные очаги, но решить проблему может только государство. Но пока, к сожалению, без помощи добровольцев тут не обойтись.
 Сейчас коллектив фонда исчисляется тысячей активистов. Это координаторы больниц, няни, водители, психологи, занимающиеся «кризисными семьями», юристы, работающие по вопросам усыновления, помощники, собирающие помощь, организаторы различных мероприятий. Еще тысячи людей, без которых вся работа не имела бы смысла – тех, кто сердцем откликается на крики помощи, жертвует пусть небольшими, но столь необходимыми деньгами на спасение детей, жертвует своим свободным временем, которого при современном темпе жизни и так всегда не хватает. Такие люди не ждут благодарности от общества, это их личный выбор, их жизненный путь, по которому они будут идти столь долго, сколько хватит сил.
                                             Цифры и факты

- Около 50% россиян жертвуют либо деньги, либо вещи, но чаще всего делают это без официального обращения в фонды.
- Более 41% всех благотворительных поступлений, утверждают эксперты исследовательской компании CAF, отдаются на поддержание нуждающихся детей.
- Всего 9% россиян, по данным всероссийского репрезентационного опроса населения, проведенного лабораторией исследования гражданского общества ГУ - ВШЭ, постоянно занимаются благотворительностью, а 32% делают это время от времени.
- В 2009 году бизнес-структуры уменьшили свои пожертвования на благотворительные цели почти в два раза. Количество же частных пожертвований значительно возросло.

Оксана Баранова 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.