Франция – территория любви

Наступило лето. Время отпусков, путешествий, надежд погреться на солнышке у синего моря, знакомств с новыми странами. Многие из вас, возможно, уже были во Франции. Каждый увидел эту страну по – своему, но рассказ профессионального фотографа и художника Елены Будиной о Бретани добавит новых красок к портрету этой страны.

Путешествие началось в Париже
Париж быстрый, легкий, наполненный воздухом, ощущение было все время, что я нахожусь в Москве. Вдруг показалось, что Париж и Москва – это два абсолютно идентичных города. О да! Путешествие по Сене к Эйфелевой башне словно путешествие по реке Москве. Я оглядывалась и думала: «Почему у меня такое чувство, что я сейчас там, внутри Москвы?» Так не было еще 10 лет назад. А сегодня эти два города очень похожи, как похожи люди на улицах Парижа на москвичей. Они улыбаются точно так же, они обнимаются точно так же…
В Париже я жила так, как, наверное, стоит мечтать: под крышами Парижа, в крошечной гостинице. Улица называлась «улица Консерватория». Открывалось окно, перед тобой крыши, воздух… Хотелось жить! То, что я увидела из своего окна, - улица Консерватория. Боже мой, как академично! Улица могла называться как угодно.
Париж - очень ранний, к 11 утра уже стоят очереди в музеи, люди сидят, пьют кофе, разговаривают и курят. Солнце заполняет все вокруг, вдруг - маленький дождь. Ты наполняешься энергетикой прямо до макушки! Становишься таким, как эти люди.
Париж быстрый: один музей, один собор. В соборе много солнца. Конечно, это Нотр-Дам. Поездка по Сене, Эйфелева башня. На нее на этот раз ушло много сил, я прожила здесь почти 5 часов. Воспользовалась этой поездкой для того, чтобы создать массу портретов Эйфелевой башни: видела, как меняется освещение, как приходит вечер, и башня становится из темно-коричневой оранжевой. Удивительной красоты подсветка, на голубом фоне это абсолютно абстрактная картина. В голову не приходило сидеть в этой башне где-то в ресторанах, - там, где крошечные девушки в роскошных нарядах, безумно гламурные, которые приехали только для того, чтобы здесь поесть, попить, полюбоваться видом и счастливо уехать домой. На это времени не было!
Парижане. И не только
Самым интересным парижанином был старый букинист на набережной недалеко от Нотр-Дама. Сидит в одной позе и смотрит на людей, которые проходят мимо него, у него разложены книги, журналы, маленькие, крошечные предметы, которые имеют отношение к ушедшей эпохе. Он сидит на раскладном стуле, почти неподвижный, обняв руками колено, устремив глаза на людей, которые проходят мимо него, останавливаются, что-то спрашивают, чем-то интересуются. Он односложно отвечает.
А сбоку от него несутся велосипедисты, мотоциклисты, машины. Странное ощущение: стремительного Парижа и человека, который замер…
Запомнилась прекрасная темнокожая женщина, которую я снимала в толпе в аэропорту . Она разговаривала по телефону . Впрочем, персонажи удивительной красоты настигали в Париже постоянно.
Два чудесных человека! Один из них явно с Тибета, тибетский монах, одетый в красивые желтые одежды, фотографирует Нотр-Дам. И католический священник, который занимается тем же самым… Два представителя абсолютно разных конфессий поражены красотой одного и того же места. И счастливы, что стоят рядом перед этим собором. В тот момент настигает удивительное ощущение, что вот она - удивительная связь мира, когда все едино абсолютно, независимо от людей, от национальностей, от места проживания, от принадлежности к той или иной конфессии, - людей объединяет любовь.
Amore
Париж наполнен любовью. Так много молодых людей, прильнувших друг к другу! Они стоят, у них счастье на лицах…
На заборе маленький символ любви: маленькие мальчик и девочка, нарисованные смешно: палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!
Дети, которые бегают по побережью. Они малы, танец детей, - а ты сидишь на песке и понимаешь, что это тоже любовь.
А эти несутся на мотоцикле, дружно хохоча, на головах смешные каски, шлемы. Я выскочила вперед, фотографирую их лица.


 

Другие два человека, которые смотрят в разные стороны. Но как они связаны сильно!
Как будто маленький знак в начале путешествия в Париж. На самолете силуэтами нарисованы мужчина и женщина. Что тебя там ждет в Париже? Любовь.
В одном месте это был разговор. Два черных силуэта, я снимала против света: у него пиво, у нее - вино, происходил серьезный разговор, они сидели очень долго.
Молодой человек, который гоняет на мотоцикле, француз, я снимала его из машины. А он, увидев, что я его снимаю, засмеялся…
Прекрасное лицо стюардессы. Стюардессы в оранжевых платочках. Похожи на киноактрис; французские стюардессы – особые какой-то своей быстротой, шиком, простотой, свежестью, обязательно удивительно повязанным шарфиком. Стюардессы так умеют повязать шарфик, что ты тут же захочешь его так же повязать.
В Центре Помпиду - маленькая скульптура, на самом последнем этаже – целующиеся мальчик и девочка. Любовь настигает везде: в живом, неживом, каком угодно виде.
Французский хлеб
Человек, рано утром несущий хлеб, - разносчик хлеба. Сколько этих багетов сейчас в пакете? Думаю, их там 25 штук - ему тяжело. Но как красиво - он аккуратно держит багет в пакете, будто несет огромный букет цветов.
Какие прекрасные, стройные, удивительной красоты французы и француженки! А как много хлеба они едят! … И все с багетами наперевес. Кто-то несет себе на завтрак, кто-то - с собой на работу, кто-то ест по дороге, как ела потом я.
На что похож багет? То ли на трость, то ли на оружие, то ли на какую-то волшебную палочку.
Бретань. Рен
От Парижа можно сесть на очень скорый поезд. Всего два часа – и мы оказываемся в городе Рен, столице области Бретань. Это кельты. Есть сведения, что первые поселения принадлежат людям неолита, которые появились там примерно в 8 тысячелетии до нашей эры.  
Бретань наполнена огромным количеством мегалитических сооружений - менгирами и дольменами. Похоже на Стоунхендж, но не такого циклопического размера. Зато они поражают своим количеством. Есть места, где их до тысячи.
Я касалась менгиров, которые датируются 4,5 тысячами лет до нашей эры. Это значит, что им 6,5 тысячи лет. Прикасаться к таким камням нужно осторожно, в них какая-то особая энергетика.
Бретонцы отличаются от парижан. Прежде всего тем, что они совершенно другие. Это люди не спешащие, двигающиеся спокойно и экономно. Я увидела это прямо в Рене. Кстати, еще одна особенность. В Рене выходим на площадь, и я вижу огромный автобус, где за рулем женщина. Все автобусы в Рене водят женщины!


 

Сен-Мало
Из Рена в маленьком «ситроене» красного цвета мы приехали в город Сен-Мало. Какой красивый город! Великолепная набережная, на которой огромное количество отелей и частных домов. В сентябре, октябре, ноябре здесь начинаются страшные бури и волны достигают крыш этих домов. Бретань - это ветра, огромные волны, стихия… Я видела только на маленьких открытках, какие волны накрывают все эти отели.
В мае море спокойное, отливы, солнце, все гуляют, счастливы. Наконец, я поняла, что такое отливы: это 100-200 метров обнаженного дна, абсолютно твердого, похожего на ровный, плотный, светлый бетон.
Особенность Бретани - это отливные бассейны. Они были выстроены в конце XIX – начале XX века. Это очень простое сооружение: бетонная коробка, которая сконструирована просто в отливной зоне на берегу. Когда прилив, бассейн наполняется свежей морской водой. Таких бассейнов по всему побережью множество. Ни в одной стране я не видела приливных бассейнов.
А еще я там нашла удивительную раковину.
«Смотри, что я тебе покажу, - сказала я своему спутнику», а он открывает свою ладонь и говорит: «Смотри…» Мы показываем друг другу две одинаковые раковины – серебряный и золотой перламутр. Абсолютно плоские, великолепной формы.
Город Сен-Мало - моя любовь навсегда. Если когда-нибудь мне еще посчастливиться приехать на французскую землю, я приеду в город Сен-Мало, встану на те же места, где я когда-то стояла, где нашла раковину, видела удивительные острова, где люди стоят и, счастливо обнимая друг друга, смотрят в море. Где много детей, машин, солнца, где я первый раз попробовала настоящие французские устрицы!
Во Франции устрицы замечательного размера: они величиной примерно с ладонь. «Они съели дюжину устриц». Мы попробовали начать с трех, первый день - три, второй день – шесть, третий день – двенадцать. Дальше - аллергия, устрицы прекратились. Много есть нельзя.
Мон – Сен – Мишель
Мон-Сен-Мишель – маленький город- крепость, который выглядит как высокая гора. На вершине горы - аббатство. Внизу - поток машин, тихо стекающихся к городку. Тут я увидела, что сбоку от крепости идут люди по какой-то серой грязи. Мы разулись и пошли босиком. Оказались на дне отливной зоны, которая занимает километра 2-2,5. Только в этом месте Бретани отливная зона такой величины. Все люди огромной толпой или отдельными маленькими группами идут туда, где есть вода. Кое-где попадались зыбучие пески, и нога уходит очень быстро вниз. Очень страшно - как в болоте.
В 5 часов надо было скорее возвращаться назад, потому что будет прилив - вода, которая с огромной скоростью и очень большой силой движется в обратном направлении, так что успеть уйти жизненно необходимо…
Потом пошли в аббатство, в собор, наверх. Начался сильный дождь, и я сверху увидела крыши аббатства необыкновенной красоты. Они крыты черным сланцем, которого здесь полно, он лежит у тебя под ногами.
Сен-Брие
Дальше был город Сен-Брие. Мы въехали в этот город, где, куда ни бросишь взгляд – везде темнокожие люди. Ощущение, что все темнокожее население Франции собралось в городе Сен-Брие.
Город небольшой, симпатичный. Пустая улица, мы идем вдвоем, частные дома, все закрыто, никакого движения: ни машин, ни людей. Спокойствие полное, навстречу идет человек, читает книгу, возможно, студент. Он проходит мимо и говорит: «Бонжур». Как в наших русских деревнях. Там выйдешь на улицу, кто-то на лавках сидит, ты всем говоришь: «Здравствуйте, добрые люди». Дальше мы говорили везде «бонжур», всем, кого бы мы ни встретили. Город Сен-Брие принес слово «бонжур». Город, в котором с тобой здороваются незнакомые люди.


 

Окрестности Бреста
Бретань – это еще удивительной красоты высокий дикий берег, где холодная вода разбивается со страшным треском и плеском, а ты наверху просто любуешься этой стихией. Там, где стоишь, все поросло вереском.
Огромные поля вереска! Маленькие растения очень красиво цветут, создавая светло-сиренево-голубоватый, временами светло-палевый пейзаж. И запах. Тебя настигает вересковый запах.
Ты ходишь везде, любуешься разливающимися волнами верескового запаха, вдыхаешь, нюхаешь.
Полуостров Крозон
Я бы назвала его мыс – небольшой крестообразный полуостров (Presqu’ile Crozon), похожий на крест. Нет людей. Пустота. Здесь вспоминаешь кельтские легенды про короля Артура, рыцарей Круглого стола. Легенды принадлежат этому месту.
Тишина, пахнет вереском, ты идешь один, и вдруг снизу, из-под обрыва, появляются два дайвингиста. Они только что опускались на глубину, потом выкарабкались наверх, и вот они в костюмах вдыхают свежий воздух. Все выглядит, как в фантастическом кино, потому что это и смешно, и страшно, и неожиданно. Боже мой, тут же никого не должно быть…
Снова багеты!
В маленьком городочке вдруг вижу: передо мной едет на велосипеде маленький дедушка в кепочке, а у него к багажнику пристегнуты два багета размером по метру. Выглядят невероятно! Словно это крылья бабочки у него на велосипеде!
Я - из машины и с фотоаппаратом бегом за этим дедушкой, сама думаю: «Господи! Сделай так, чтоб он в какой-нибудь магазин вошел!» Дедушка останавливается, кидает свой велосипед. Причем ставит его так, что ничто не мешает мне его сфотографировать!
Цветы
Поезжая мимо какого-то крошечного городка, вижу рыночек, площадь которого вся усеяна чем-то розовым. При ближайшем рассмотрении это оказывается слой розовых лепестков. Лепестки цветущего миндаля, безумные розовые облака на земле. Асфальта не видно, а все эти люди, торговцы ходят, как по розовому одеялу.
Фахверковые сооружения
Красота этих домов настигла в средневековом городе Ван. Можно ничего не делать в Ване, а просто ходить по улицам, высоко задрав голову. Весь город – это фахверковые старинные дома 12-14 века.
В городе Сен-Брие я жила в гостинице, устроенной именно в таком доме. Там были маленькие комнатки, крошечные лестницы, все деревянное. Все какое-то немножечко кукольное.
Кемпер
Удивительный город Кемпер, который славен своими мостиками. Посреди города течет не река, а маленький язычок залива, похожий на речку шириной метров 10. Через эту маленькую воду перекинуты штук 12 мостов. Они не горбатые, а плоские, ровные, горизонтальные. Но каждый мост индивидуально выкован. От мостика до мостика 10-15 метров.


 

Бретань – муки выбора
Кстати, Бретань – это то место, куда приезжали русские художники. Здесь побывали Бенуа, Лансере, Серебрякова.
Это первая моя поездка, из которой я не привезла ни одного рисунка, потому что хотелось очень много увидеть.
 Бретань имеет свою цветовую гамму. Черный, белый и красный. Крытые черным сланцем крыши, тоненькие красные коньки и белые дома.
Бретонский дизайн
Недалеко от Сен-Брие в одном из диких мест, куда никто никогда не заезжает, мы попали на странный пляж. Он был усеян огромными, гладкими камнями. Из-под них торчали невероятные, обкатанные, плоские скалы причудливой формы. Они походили на некую каменную мебель, огромные модерновые диваны, на которых было приятно лежать и сидеть.
Приморские знаки
Бретань – это много-много лодок, огромное количество всевозможных плавсредств, которые стоят на отливе, как маленькие брошенные дети. Ждут воды. Их миллионы на этом отливе, маленьких лодочек, баркасиков, всевозможных катерков, у которых есть маленькие подпорочки. На этих подпорочках кораблик стоит, чтобы не упасть на отливе. Светлая грусть - безмерное количество лодочек, которые ждут воды. Она обязательно будет.
Особый знак Бретани - маяки. Маяков тысячи. Маяки трех видов. Некоторые находятся непосредственно на материковой земле, другие - на маленьких полуостровах, выступающих в море, некоторые маяки вынесены далеко в море. На них работали очень смелые люди, иногда прямо с семьями - и жена, и ребенок…
Где бы ты ни находился, всегда увидишь маяк. И они все разные. Их красят в разные цвета.
Pointe de Raz – самая западная точка Бретани, здесь стоял удивительной красоты маяк, самый высокий в Бретани. Очень старый . Рядом с этим маяком были совершенно потрясающие раковины. Они мелкие, разных цветов. Встречались и ярко-желтые. Я езжу много, но таких нет нигде. А под маяком их – огромное количество.
Увожу с собой две чудесные раковины – дар побережья, города, французской земли.
До свидания, Бретань! До встречи, Франция.
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.