Надежда Бабкина: «Я сама себя выковала!»

 Яркая, неукротимая, неистовая. Влюбленная в свое дело и в русскую песню. Если бы не было этой влюбленности, разве смогла бы она передать ее нам, своим слушателям? Народная артистка России Надежда Бабкина успевает все: руководить, преподавать, ездить на гастроли, создавать новые программы. И еще – быть разной, неожиданной, дерзкой и стильной. За то и любим.
- Надежда Георгиевна, что должно произойти, чтобы к вечеру Вы сказали: «Какой хороший сегодня был день!»? Что дает Вам ощущение радости, полноты жизни? 
- Я радуюсь, испытываю настоящую эйфорию каждый раз, когда выхожу на сцену. Когда понимаю, что истинный фольклор понятен всем. Говорю об этом смело, потому что вижу реакцию публики на наши выступления в разных странах мира. Взыскательную европейскую публику трудно чем-то удивить. А ансамбль «Русская песня» удивляет! И когда в зале сияют завороженные, одухотворённые лица зрителей - и где-то в Германии, и в российской глубинке, - я получаю огромную порцию счастья, понимаю, что живу не напрасно, и от этого становлюсь счастливой! Тогда хочется действовать, творить, петь, дарить радость! И даже если ты бешено выматываешься, и накрывает сильнейшая усталость - всё равно есть огромное чувство удовлетворения!
- Мечтали ли Вы в детстве о карьере певицы? Когда Вам впервые сказали, что у Вас хороший голос? Как близкие отнеслись к Вашему желанию стать певицей?
- Мама рассказывала, что маленькой я все ночи напролет орала – наверное, развивала голос. А помню я себя с четырехлетнего возраста. С детства мечтала стать артисткой. Хотя родители были против. Они хотели, чтобы я была «нормальным» человеком – учителем, врачом, инженером. 
Мое первое сценическое воспоминание – табуреточка в школе, русская печка, холод собачий. Все сидят, учителя в валенках, платочки подвязаны. Я тоже в платке, который на спине завязан крест-накрест, чтобы не замерзнуть. Стою на табуретке и пою «Оренбургский пуховый платок». Учителя слезы промокают. Мне это было очень по душе. Я уже с детства нуждалась в публике, приятно было слышать похвалу в свой адрес. Всегда нравилось, когда меня вызывали, аплодировали. Это был первый класс школы. 
Родителям мои выступления безумно нравились. Тем не менее, когда я объявила о своём решении поступать после школы в музыкальное училище, они замахали руками: «Что ты! Что ты! Таких певиц, как ты, полно. Кому ты нужна? Надо настоящую профессию приобретать!» А я своё гну. 
В детстве я музыке не училась, а вот брата отец решил отдать учиться в музыкальную школу. И как сказал - так и сделал. Валера где-то в пять лет начал учиться, в шесть уже прилично играл на баяне. Мы с ним выступали в самодеятельности и даже призовые места занимали. В доме появились баян, пианино, гитара. На первом смотре Астраханской области я пела, а Валера играл на баяне. Как сейчас помню, мы выступали с французской песенкой «Жила была пастушка». Валеру в то время даже из-за баяна не было видно. 
Помню свои «выступления» - какой-то праздник дома, много гостей, и я стою на табуретке и пою песни под восторженные аплодисменты взрослых. Потом был кружок художественной самодеятельности в школе. В старших классах я уже знала, что хочу стать артисткой. Очень хотела петь, но не знала, как можно получить специальность певицы. Знала, что в Астрахани есть музыкальное училище. После восьмого класса мы ездили в училище на прослушивание. Я хотела поступать на вокальное отделение. Там была преподавательница, мощная женщина, суперпедагог. Она послушала меня и сказала родителям: «Нет, еще рано девочке, должна пройти мутация голоса. Пусть она приезжает после десятого класса, когда голос окрепнет». Вернулась в свою станицу и закончила десятый класс. Когда поступила в училище, все изменилось: я окунулась в городской мир. Это был большой город – областной центр. Здесь можно было широко размахнуться. Приходилось взрослеть… Учителя были разные, многое приходилось постигать самой. Преподавателями были даже музыканты, с которыми я встретилась однажды в кафе, где они подрабатывали. Кстати, именно тогда они пригласили меня к себе в коллектив, и это были мои первые шаги к профессиональной работе на эстраде.

 
 

- О том, что Вы трудоголик, сказано немало. Вас называют «королевой с засученными рукавами». У Вас есть звания, награды, любовь публики. Такой темп жизни – это осознанный выбор или постоянная необходимость?
- Я планировала себе другую жизнь, росла как деревенский человек. Меня и сейчас соседи зовут: «Надь, приезжай, посмотри на свой хуторок». У меня дача в Подмосковье, меня тянет в земле покопаться. И я как будто должна, хотя с моей стороны это не жертвенность. Просто я это люблю. Такие туи у меня на даче растут! Все-таки очень капризные растения – а как вымахали! Понимаете, когда я приехала в Москву, в меня никто не верил – даже родители. А я закончила три института, хотя это никогда ни для кого не имело никакого значения. Зато я отцу-казаку привезла дипломы, его порадовала, что всё это сделала без блата. С первых дней, как я пришла на радио, моя подруга Люда Дубовцева сказала в редакции: «Её ждёт большое будущее». И тогда мне это было странно. А сейчас я понимаю, что нужно формировать будущее, помня о прошлом. Если прошлого своего не помнишь, будущего не создашь. Это неправильно, когда говорят: «Не оборачивайся назад». Меня очень вдохновляла Людмила Георгиевна Зыкина, которая была тогда мощной величиной. Я хотела, чтобы в народный жанр пришли образованные люди, и я пошла в Гнесинский институт на «народный» факультет, который тогда только открылся. Сегодня для меня моя работа – это мой путь, моя необходимость. Моя цель – заполонить все, по возможности хоть как-то отодвинуть всю эту чушь, потоком льющуюся с экранов и средств массовой информации. Но за любые свои «вылазки» - на концерты, в эфир, в программы - огромные деньги надо платить, а у меня их нет. У меня есть деньги лишь для того, чтобы мои ребята не влачили жалкое существование. Но мы не ноем, не плачем, мы просто делаем свою работу, которая стала целью жизни.
- Быть руководителем ансамбля – это не только творчество. Многие творческие люди старательно избегают проблем, не связанных напрямую с искусством, объясняя просто – это не мое. На Ваш взгляд, применимо ли к Вам понятие «деловая женщина»? Какими качествами должна обладать женщина, чтобы ее можно было причислить к деловым?
- Меня недавно кто-то назвал бизнес-леди. Я, честно говоря, удивилась. Да какая там бизнес-леди! Разве у нас можно в стране на песенном фольклоре делать бизнес? А артистов в моём театре полсотни. Конечно, я всегда, со студенческих лет, мечтала о театре. Я хотела иметь дом, у которого двери бы были открыты для всех. И вот мечта моя сбылась. Уже больше пяти лет у ансамбля «Русская песня» есть свой театр, свой дом. И коллектив у меня очень хороший, слаженный. Если я скажу, что управлять творческим коллективом легко, – я совру, потому что коллектив, сплошь состоящий из личностей, профессионалов – это грандиозный сложный механизм. Каждая деталь такой машины требует отдельного подхода. Но, с другой стороны, когда механизм отлажен – он работает чётко, без помех. Вот в этом и заключается моя задача – настроить, отладить, направить в нужное русло. В прошлом году исполнилось 30 лет ансамблю «Русская песня». Вы подумайте только - 30 лет! Это же целая жизнь. Вот если взять человека, например мужика, то к 30 годам он заканчивает школу, вуз, приобретает профессию, женится, заводит детей, словом, проходит огромный жизненный путь, а сколько ещё впереди! Вот и мой ансамбль как человек. Он живёт! Мы закончили школу, прошли сложные вехи труднейшего «вуза страны» - постперестроечного периода. Вошли в процесс коммерческих отношений. Выжили в то время, когда рушилась целая страна, когда люди-то не могли выжить. Ой, да чего только не было, иной раз волосы дыбом вставали! Про мой ансамбль и книгу можно было бы написать с названием «Как закалялась сталь». Но время идёт, а ансамбль мой, помолодевший, но такой же крепкий, приобретает новых друзей, радует старых товарищей, рожает песни, да что там песни! Театр «Русская песня» и коллективы рожает. У нас их уже больше 7. То есть настоящая, дружная семья - «Русская песня»!!! Есть детская студия «Наследие», молодёжная группа «21 век», фолк-рок-проект «После 11», Театр народной песни, девичий ансамбль «Славяне».

 
 

- Какими были для Вас и всего ансамбля эти десятилетия? Чем запомнились?
- Каждый человек в конечном итоге делает себя сам. Я себя не просто сделала, буквально выковала. Многим может показаться, вот, живёт Бабкина, вечно молодая, жизнерадостная, купается в роскоши, всё у неё хорошо. И на сцене это действительно так, потому что, когда я вхожу в зрительный зал, не хочу никого грузить своими проблемами, народ, у которого и так, к сожалению, не много радостей в жизни, пришёл отдохнуть душой, получить кусочек счастья и радости. И я стараюсь дарить зрителю то, чего он ждет. А на самом деле ты не рассказываешь почти никому, что эти 30 с лишним лет творчества и существования ансамбля «Русская песня» - годы нелёгкого пути к славе, ежедневного, кропотливого труда по сбору и сохранению песенных памятников Руси. Это миллионы километров гастрольных дорог, это десятки тысяч концертов, это тысячи городов во всём мире. Это и бессонные ночи, и работа на грани нервного срыва. 30 лет ансамблю «Русская песня» - это не только моё личное достижение или «повод отметить» для участников ансамбля. Без малейшего колебания могу сказать, что это грандиозное событие в истории российской музыки! Вот и сейчас мы «фестивалим» по всей России, выступаем в разных регионах, пытаемся доказать и показать, что многовековая русская народная культура жива и хотим, чтобы все поверили в её вечность. Только через веру в себя, свой народ, в свою страну мы сможем вновь подняться с колен и стать великой державой.
- Вы работаете в бешеном темпе – концерты, гастроли, репетиции, записи. Что помогает восстанавливать физические силы и сохранять гармонию в душе?
- Я постоянно хожу в фитнес-клуб. Это бодрит меня, и я чувствую себя лучше. У меня есть принцип: не сидеть на месте. Именно поэтому, как только выдаётся хоть немного свободного времени, я иду кататься на коньках, лыжах, плавать, заниматься в спортзале, в баньку и сауну. 
Стремительный поток жизни современного человека не оставляет времени на себя, а потому люди подвержены депрессиям, нарушению обмена веществ и другим болезням. Не забывайте очень актуальную поговорку: «В здоровом теле - здоровый дух». А ведь именно со «здорового духа» начинается здоровая жизнь. Если твои помыслы чисты, если ты даришь людям радость, совершаешь добрые поступки – значит, ты заряжаешься положительной энергией. Надо уметь остановиться на мгновенье среди суеты: кому - поговорить с Богом, кому «помедитировать». 
Самое главное в любое время года - это хорошее настроение. Если ты ведёшь праведный образ жизни, не злоупотребляешь всякими излишествами и от тебя исходит положительная энергия, то ты почти всегда будешь и здоров и красив. Твоя улыбка может изменить и твоё настроение, и окружающих тебя людей. Старайтесь находить во всём положительные стороны и воспринимайте мир добрым, тогда и у вас непременно всё будет хорошо! 
Вообще, для меня лучший отдых - смена рода деятельности. Вот вроде придёшь домой после концерта, часов в десять, а до этого - запись в студии, а перед этим телевидение и радио, с самого утра на ногах… Вроде бы что надо? - «отвалиться на боковую». А думаешь - стоп! Почему бы не пойти в тренажёрный зал? Сумку в руки и вперёд! Я с годами вообще стала ценить время, по-другому к нему относиться. Летом люблю съездить на дачу, там я по-настоящему отдыхаю душой, даже если пропалываю грядки и делаю уборку, зимой тоже без дела не сижу. Вот, например, почти всю прошлую зиму мы всем коллективом ходили на каток, что на Красной площади. Вы не представляете, что мы там творили! В этом году я снова обязательно встану на коньки! 
- Вы не раз удивляли публику, представая в новом образе. Кто помогает Вам в выборе сценического образа и гардероба вне сцены? Как Вы для себя определяете понятие «стильный»?
- Я даже не знаю, что сама на себе увижу завтра. Ну уж точно вы не увидите на мне безвкусицы. А стили я люблю менять. Люблю быть разной, и одеваюсь я в зависимости от настроения. Стилистам я тоже доверяю, но внутреннее ощущение для меня важнее. Каждой женщине присуща мудрость, сформированная жизненным опытом. И как поётся в известной песне, «должна быть в женщине какая-то загадка». А вообще, каждая женщина может быть красивой, ведь красота – это лучший стиль, и не важно, что на тебе надето: джинсы или юбка. Если идти дальше, то скажу, что уверена в поговорке «Встречают по одёжке, провожают по уму». Именно поэтому хоть внешний облик и важен, но вот черты характера, душевная организация – всё-таки главнее. Все женщины в мире более или менее одинаковы. У них одни цели и предназначение. Естественно, есть особенности характера у каждого народа. Мне кажется, известные строки о России: «У ней особенная стать - в Россию можно только верить!» - можно отнести и к русской женщине. Если в неё поверить, то она и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит. Для русской женщины важно быть необходимой, хранительницей очага. В наших женщинах есть внутренняя красота, тайна, сила. Это и есть стиль русских женщин.
- Чье мнение для Вас особенно дорого? Позволяете ли Вы своим близким критиковать Ваше творчество? Прислушиваетесь ли к их мнению? 
- Я стараюсь выслушать мнения всех людей, которые меня окружают. Человек не должен замыкаться в своей «исключительности». Как известно, в споре рождается истина. Прислушиваясь к критике, человек получает двойной положительный эффект: во-первых, это помогает докопаться до корней проблемы, во-вторых, разобраться в себе, так сказать, привести мысли в порядок. Сама я частенько специально вызываю на споры артистов моего ансамбля. Мне хочется, чтобы они были не только полноправными членами «Русской песни», но и всем сердцем болели за свой коллектив, непосредственно участвовали в творчестве от начала и до конца. 
- Какие слабости к лицу сильной женщине?
- Артисты, как известно, проживают две большие жизни: на сцене и за сценой. Тем не менее, артисты - такие же люди, как и все; многие считают, что у артистов лёгкая и праздная жизнь, при этом забывают про ежедневный труд артиста, о том, что им во многом труднее приходится в будничной жизни, потому что жизнь тогда поделена на две половины - личную и общественную, публичную. Я всегда стараюсь найти компромисс, если он не противоречит моральным устоям. Надо уметь быть снисходительными к другим, уметь прощать и понимать. По этому поводу тоже есть хорошее высказывание кого-то из великих: «Понять - значит простить!». Что касается слабостей, они, конечно, есть, но называть их я не буду, но радуюсь тому, что слабости эти простительны. 

Антон ВИХРЕЙ

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.