Зураб Кекелидзе: «В сложные времена как никогда важно чувство локтя»

Экономический кризис сегодня главная тема для обсуждения не только в экономических и политических кругах. На работе, дома, в быту от нее тоже никуда не деться. На какие отчаянные поступки толкает людей снижение привычного уровня жизни? Кто более всего подвержен упадническим настроениям? И много ли среди нас «пофигистов», которые ничего не боятся? О том, что беспокоит людей в кризисных ситуациях – наш разговор с заместителем директора Института судебной психиатрии имени Сербского Зурабом Кекелидзе.
- Зураб Ильич, увеличилось ли с ухудшением экономической ситуации количество обращений в психологические и психиатрические службы? Каков характер этих обращений? С какими вопросами звонят люди на телефоны «горячей линии» Института им. Сербского?
- Да, люди стали чаще обращаться за помощью. И звонков стало больше – не могу сказать, что в разы, но процентов на 10-15 их количество увеличилось. Что касается поводов – они самые разные, но в последние месяцы мы стали чаще принимать звонки с «кризисной» тематикой – люди жалуются, что потеряли работу или делятся опасениями, что могут ее потерять, переживают, что лишатся привычного уровня жизни. Пока таких не много – около 5%, но я допускаю, что их количество увеличится.
- Практически не осталось телевизионных программ, где ни говорили бы о кризисе; то же и в печатных СМИ. Оградить себя от потока негатива сложно, настроение у людей портится, даже если пока их напрямую перемены не коснулись. Нас призывают ограничивать себя, экономить на всем. Как не впасть в уныние?
- Стоит помнить: мы пережили величайшую в истории человечества войну – и выстояли. Каждое поколение переживает какие-то потрясения. И нынешние далеко не самые страшные. Да, нам придется во многом себя ограничить, но минимальный набор, необходимый для жизни, будет у всех. Поэтому вместо того, чтобы паниковать, сегодня людям надо все взвесить. Каждый должен решить – что для него приоритетно, что главное
в жизни, что взять за точку отсчета. Если воспринимать как трагедию отказ от поездок на дорогие курорты и походы в дорогие рестораны – конечно, можно и в уныние впасть. А можно определить – с Балеарскими островами пока подождем, а вот свою страну мы еще не видели. И отправиться в какую-то малобюджетную поездку по Подмосковью, устроить себе интересный и неплохой отдых. Снять дом за городом, погулять, поесть натуральные продукты. И это совсем неплохой вариант.
Надо помнить - ни один человек с голоду и от холода не умрет. Кусок хлеба и стакан молока будут у каждого. Нет денег – можно уехать в деревню. Сколько пустых домов стоит по деревням, сколько необработанной земли пустует. Можно выжить? – Да, можно.
Сейчас очень важно знать, что нам есть на кого опереться. «Каждый за себя» – это формула хороша в сытые и стабильные годы. В сложные времена вообще острее чувствуется и одиночество и ценнее становится чувство локтя. Нам стоит вспомнить, что мы не просто общность – мы народ. Когда люди объединяются, они легче переживают любое лихолетье.
                                   Цифры и факты
29% россиян, по данным опроса Аналитического центра «Левада-центр», проведенного в феврале 2009 года, стараются покупать более дешевые продукты и другие предметы первой необходимости, чем раньше (еще 42% ответили на тот же вопрос о более экономном подходе к покупкам - «скорее да»).
10% респондентов заявили, что характер их повседневного потребления за последние несколько месяцев «значительно ухудшился» (39% - «несколько ухудшился»).
- За последние месяцы в прессе появилось несколько сообщений о суицидах топ-менеджеров, предпринимателей. Общество связывает эти смерти с экономическим кризисом. Стоит ли нам ждать увеличения количества людей, добровольно решивших покончить с жизнью?
- Не думаю, что нас в ближайшее время ждет всплеск суицидов. Понимаете, сложно оценить, что в этих случаях послужило реальной причиной. Стрессовое состояние, бывает, длится годами. Увольнение,
крах бизнеса, семейные конфликты, потеря близких – все это сразу может и не сказаться. Острая реакция проходит, а посттравматическое состояние может затянуться надолго. Когда наступит кризис в сознании и человек решит свести счеты с жизнью – предсказать сложно.
Человеческая реакция на непростые обстоятельства зависит не столько от того, насколько мы состоятельны, и даже не от того, что происходит с нашими накоплениями. Кризисная ситуация скорее может сыграть роль катализатора, выявить уже имевшиеся проблемы. В большей степени реакция каждого зависит от того, к какому психотипу принадлежит человек, от его психологических особенностей. Случаи с топ-менеджерами и предпринимателями чаще обсуждаются именно потому, что это известные люди. Но такое случается в самых разных социальных слоях, а финансовый крах лишь усиливает свойства личности и склонность к каким-то поступкам.
                                                 Цифры и факты
36,1 случая суицидов приходится в России, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 100 тыс. жителей (критическим уровнем принято считать 20 случаев на 100 тыс. населения). Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств, на первом – Латвия, на третьем – Белоруссия.
35-40 тыс. россиян ежегодно добровольно уходят из жизни. Средний возраст совершения самоубийств с летальным исходом - 43 года для мужчин и 52 для женщин.

- Кому легче приспособиться к ситуации, кто оказался к ней совершенно не готов?
- 10-15% людей относятся к переменам легко – «прорвемся». Нельзя сказать, что это те, кто реально оценивает ситуацию, – нет. Просто они не хотят прислушиваться к пессимистичным прогнозам, слепо веря, что все
наладится само собой. Знаете, практически ежегодно службам МЧС приходится спасать рыбаков в то время, когда рыбалка запрещена, лед тонкий и льдины уносит от берега. Часто в этой ситуации оказываются одни и те же люди. Многих из них спасатели уже встречают как старых знакомых. При этом момент, когда ЧП уже произошло, эти «смельчаки» переживают тяжелее других. Но проходит время – и страх забывается, все повторяется сначала. Таких людей жизнь ничему не учит.
Другие 10-15%, напротив, сразу настроены на то, что «все пропало, все погибнем». Внутри этой группы реакция на кризис неоднородная: часть людей впадает в состояние ступора, предпочитая ничего не делать, замыкаясь в себе и щелкая пультом телевизора, не предпринимая при этом никаких реальных действий; еще часть реагирует на трудности желанием немедленно уехать – и это тоже не продуманное, просчитанное решение, а спонтанное стремление, основанное лишь на том, что «здесь плохо, а где-то там будет намного лучше»; третья часть – не готовые принять реальность, но вылавливающие самые негативные новости даже там, где их нет, они более других склонны к паническим настроениям. Есть еще одна, самая малочисленная группа, но ее тоже стоит учитывать. Эти люди готовы на всем, даже на людском несчастье, сделать себе некий пиар. Я сам не раз сталкивался с такими. К примеру, когда мы работали во время памятного всем теракта на Дубровке, люди этого типа подстрекали несчастных родственников к каким-то нелепым, ненужным акциям, заявляя, что среди пострадавших есть и их близкие. И хотя уже было установлено, что никого у них там нет, они продолжали накалять атмосферу и все с единственной целью – попасть в объектив телекамер, прорекламировать себя. То есть «пусть все будет плохо, зато я прославлюсь».
Остаются где-то 70% - это как раз то большинство, которое готово реагировать на происходящее адекватно, искать оптимальные пути для разрешения ситуации, снятия остроты проблемы. На эту более здравомыслящую часть общества и надо опираться во время сложного периода.

                                    Цифры и факты
44% наших сограждан, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), считают, что сейчас следует сберегать, сохранять деньги.
35% уверены, что деньги надо тратить, например на какие-нибудь крупные покупки, на путешествия и т.д.

- А что делать этой здравомыслящей части? Как оградить себя от кризисных угроз?
- Сейчас самое время научиться долговременному планированию и прогнозированию. Почему наибольшее количество конфликтов в семьях происходит в выходные? Потому что у каждого из ее членов свой план – у жены уборка, у мужа поход в гараж. Каждый спланировал, не учитывая замыслов другого. Правильно было бы спланировать выходные еще в понедельник и всем вместе. Причем сразу оговорить: если это не выйдет – будем делать то-то. Здесь то же самое – сейчас, зимой, пора уже планировать лето, отпуск и весь предстоящий год. Составить список необходимых покупок детям к школе, одежды на весь год. Подумать, от чего можно отказаться, а от чего нет. Купить одну крупную вещь или потратить на мелочи, приобрести новый телевизор или обойтись старым.
Теперь о прогнозировании. Просчитайте все угрозы – насколько вероятно, что вас могут уволить, снизить
зарплату. Даже если сейчас все спокойно, каждому стоит оценить свои шансы на новое трудоустройство. Проанализировать рынок вакансий по своей специальности. Если она не из самых востребованных - самое время пойти на курсы, выучить язык, получить дополнительные знания. Возможно, при сокращении работодатель сможет оставить лишь тех, кто способен совмещать две-три специальности. Во время кризиса как никогда будут востребованы работники-универсалы. Трезво оцените – что я еще умею, что смогу? Главбуха, может, и не сократят, а операциониста в маленькой фирме – запросто. И шансы усидеть на рабочем месте возрастают у тех, кто обладает набором разных умений и навыков.
Кризис продлится не год-два, а намного дольше. Конечно, уровень жизни снизится, причем у большинства из нас. Он может остаться неизменным лишь у тех, кто и так ничем не обладал и едва-едва сводил концы с концами. У остальных он будет заметно ниже. Поэтому разумные ограничения надо вводить для себя уже сейчас. Ограничивать себя в развлечениях, в дорогой одежде, в деликатесах.
Сегодня главное – объективный, взвешенный поход к ситуации, без «страшилок», без нагнетания. Атмосфера и так очень непростая. Прессе тем более надо быть очень осторожной в высказываниях, объяснять людям - да, наступают тяжелые времена, но они закончатся, а сейчас будут происходить такие-то процессы и стоит делать
то-то и то-то. Люди и так напуганы. Еще мне хочется сказать одну вещь – не стоит сейчас выставлять на показ свой достаток, как у нас это было принято все последние годы. И вести себя тоже стоит поскромнее.
Может, отложить супердорогие украшения до более сытых времен, поскольку для тех, кто с трудом сводит концы с концами, сегодня это дополнительный раздражающий фактор. Многие болезненно относятся к тому, что в то время, когда они не могут купить ребенку фруктов, кто-то тратит деньги на роскошь. Таким образом нагнетаются нездоровые настроения в обществе – а это опасно для всех.
                                              Цифры и факты
62% российских граждан, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), ведут учет своих расходов. В семьях трети россиян (33%) не принято вести учет семейных трат. 72% россиян заранее планируют крупные покупки - такие, как крупная бытовая техника, аудио-, видеотехника. 14% могут позволить себе осуществить такие покупки спонтанно.

- Что экономить придется – поняли, наверное, уже все. Но отказываясь от всего, к чему привык, человек может и вовсе отчаяться. Есть ли вещи, на которых не стоит экономить?
- Такие вещи есть, их две - сон и еда. Если не высыпаться – нервная система, и так испытывающая перегрузки, быстро выйдет из строя. Поэтому что бы ни происходило – спите не меньше восьми часов. Тогда буду
т силы и возможности справиться с неприятностями. Если приходится урезать себя в еде – это тоже усиливает чувство тревоги. Поэтому не надо резко переходить на крупы, ешьте нормально. От лягушачьих лапок и омаров отказаться можно, но весь обычный набор продуктов должен остаться прежним.
И хоть изредка, но надо устраивать себе маленькие праздники. Нет возможности пойти в кафе – пригласите друзей в гости. Женщинам тоже стоит радовать себя, пусть мелочовкой. Вот интересный факт - в переломные, сложные времена всегда вырастает потребление помады. Да, не получается у нее купить себе шубу или пальто, но две новые помады она может себе позволить! И это нормально, это правильно. Раз крупные приобретения сейчас недоступны, пусть будет радость хотя бы от маленькой покупки/
                                        Цифры и факты
49% россиян, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), тратят все деньги на текущие нужды, ничего не откладывая.
38% опрошенных тратят деньги на текущие нужды, откладывая то, что остается.
14% наших сограждан сначала что-то откладываю (на крупные покупки, другие расходы), и только остальное тратят на текущие нужды.

- Как сказываются подобные кризисные ситуации на семейных отношениях?
- Кризис станет серьезной проверкой на прочность для многих. Думаю, что в ближайшие годы пары станут реже регистрировать отношения. В таких формах союзов меньше ответственности друг за друга, чем в официальном браке, они не завязаны на имущественных вопросах, при расставании никто никому ничего не должен. Сегодня такие семьи уже стали нормой, и в ближайшие годы их доля, я думаю, заметно вырастет. Увеличится скорее всего и количество разводов, поскольку у супругов станет больше претензий друг к другу – материальное положение многих семей ухудшится.
Потеря работы, снижение заработка – все это поводы для семейных конфликтов. В такой ситуации не к
аждая семья решится на второго-третьего ребенка, многие и первого-то отложат «до лучших времен». Так что, увы, станет больше и абортов. И еще в ряду этих изменений – возрастет роль женщины и в семье, и в обществе. Женщина – более умное и законопослушное существо, она хороший тактик и гораздо более стрессоустойчива по своей природе. Женщины легче приспосабливаются к обстоятельствам, меньше боятся перемен, поэтому им будет легче адаптироваться к новым условиям. И, вероятно, произойдет некое перераспределение ролей, когда от женщин будет зависеть даже больше, чем от мужчины. Именно женщины, возможно, и вытащат ситуацию. Когда нам случается работать с семьями, находящимися в сложных обстоятельствах, мы знаем, что сначала надо «вытаскивать» женщину. Если получится – за ней подтянутся и остальные члены семьи, если нет – пиши пропало.
- Мы все помним, каким был кризис в 90-х годах – финансовые пирамиды, мгновенная потеря всех накоплений, братки в спортивных штанах, криминальные разборки… Стоит ли ждать повторения того кошмара?
- Знаете, если какая-то группа людей остается отрезанной от цивилизации, всегда происходит одно и то же – выявляются лидеры, у которых будут все привилегии: еда – им, все лучшее – им. Но если поддерживается связь с «большой землей», эти законы волчьей стаи уже не работают. В 90-х годах у нас была слабая государственная власть, и частично мы увидели, как могут реализовываться эти механизмы. Если сейчас государство сможет продемонстрировать свою заботу о собственных гражданах, мы легче, чем тогда, переживем кризисную ситуацию. Хвалить правительство считается у нас дурным тоном, но пока, на мой взгляд, все делалось довольно разумно и плавно. Процесс не был лавинообразным, как в прошлые годы. Люди получили шанс освоиться с новыми реалиями, предпринять какие-то шаги, чтобы обезопасить себя. Так же и в каждом отдельно взятом
коллективе – руководители не должны умалчивать возможные негативные изменения, но и запугивать, шантажировать работников – себе дороже, это создаст лишь нервозную обстановку в коллективе, а улучшения работоспособности уж точно не произойдет. Умный начальник обрисует обстановку объективно, просчитает возможные перспективы. Если придется увольнять сотрудников – стоит честно и заранее сказать об этом людям, чтобы они могли подыскать себе другое место. Если руководитель делится всей информацией, которой располагает сам, обсуждает возможные изменения, открыт для предложений – он сумеет сохранить свой авторитет, улучшит микроклимат в коллективе, поможет тем самым своим подчиненным. Это очень важный момент.
- Зураб Ильич, как Вы относитесь к часто употребляемому в последнее время утверждению о том, что «Кризис не в экономике, кризис в головах»?
- Оно во многом справедливо. Экономика – это полдела. Подобные времена страшны тем, что финансовая нестабильность влечет за собой кризис доверия в отношениях. Люди перестают доверять банкам, правительству, руководству, друг другу. Вот это по-настоящему страшно – ждать, что тебя обманут. Практически любой кризис во власти, в экономике сопровождается резким падением морали в обществе. Именно поэтому я и говорю о том, что сейчас как никогда важно объединиться, научиться помогать друг другу, поддерживать близких и знакомых. Вместе пережить кризисные времена нам будет легче.

Ирина Овечкина

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.