Журналистика – трудный хлеб, но большое счастье

Считается, что журналистика - не профессия, а образ жизни. И занимаются ею люди особого склада. Людмила Щербина, первый секретарь Союза журналистов Москвы, - наглядное тому подтверждение. На этот пост ее избирают уже в третий раз. Сама же она уверена, что в журналистике, тем более на общественной работе, могут удержаться только по-хорошему одержимые люди.
- Людмила Васильевна, что, на Ваш взгляд, привлекает людей в такие объединения? И чем Вам, как одному из руководителей Союза журналистов Москвы, приходится заниматься?
- Мы занимаемся самыми разными проблемами – организацией пресс-конференций, брифингов, обучающих курсов. Прижилась у нас еще одна хорошая традиция – мы регулярно устраиваем «Сенаторскую гостиную», куда приглашаем на чашку чая сенаторов, и журналисты могут обсудить с ними ту или иную серьезную проблему.
- Наверняка помимо творческих приходится решать и множество организационных и практических вопросов?
- Конечно. Мы проводим курсы для журналистов, работающих в «горячих точках». Есть страшная статистика - около 40 наших журналистов погибли только в Чечне. И многие из них – просто по неосторожности. Мы выиграли тендер на проведение этих курсов, который был объявлен Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в рамках президентской программы «Антитеррор». И уже четыре года обучаем журналистов, которым предстоит работать в чрезвычайных ситуациях. Речь не только о военных действиях – сюда входят и стихийные бедствия, и обрушения зданий и другие обстоятельства, где приходится работать с риском для жизни.
Мы построили в Москве десять домов по системе ЖСК для журналистов. Сейчас строим еще два дома, где стоимость жилья намного меньше среднемосковской.
Очень много внимания уделяем ветеранам, которые сегодня часто оказываются забыты своими редакциями, которым чаще всего не до бывших сотрудников, самим бы выжить. Одной из наших приоритетных задач наряду с
решением социальных проблем и обучением журналистов, как и прежде, остается развитие международных связей. Мы продолжаем этим заниматься и сейчас, хотя теперь мы не получаем на это ни копейки, нам приходится самим изыскивать какие-то средства. Активно сотрудничали с японцами, сейчас у нас подписан договор о сотрудничестве с итальянским Союзом журналистов, мы принимаем коллег из Италии, наши журналисты имеют возможность получить опыт за границей. Дружим с Финляндией.
- Одно время часто высказывались мнения, что профессиональные союзы изжили себя. Каким Вам видится будущее Союза?
- На мой взгляд, Союз должен трансформироваться. Мне кажется весьма разумным положение дел, к примеру, в Италии. Там есть Закон о профессии. Он касается не только журналистов. Согласно Закону там предоставляют работу только членам профессионального союза. И каждое такое объединение наделено всеми правами профсоюза, который помогает решать вопросы по заработной плате, обладает полномочиями по защите своих членов. В России пока этого нет. У нас в этом плане скорее декларативная деятельность – мы можем выступить в защиту, обратиться к президенту, осудить какие-то действия властей, но законодательно эти шаги ничем не подкреплены.  
- Людмила Васильевна, что из сделанного Вами на посту первого секретаря Союза журналистов Москвы – особенный повод для гордости?
- В свое время мы добивались того, чтобы была учреждена Государственная премия за достижения в области журналистики. К нам не особо прислушивались, причисляя журналистику к общей категории «Литература и искусство». Но это совершенно иная сфера, и многие события в стране начались благодаря журналистике. Не будь СМИ – большой вопрос, была бы у нас перестройка… И все же мы добились – с 2005 года такая премия
существует. Это премия Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ. Среди лауреатов – уже 18 лучших московских журналистов.
Нам удалось найти понимание и у московских властей, которые учредили ежегодную премию Правительства Москвы в области журналистики.
Еще я горжусь тем, что мы восстановили историческую справедливость в отношении нашего профессионального праздника. Прежде он был приурочен к выходу первого номера газеты «Правда» - 5 мая. Но первая российская газета вышла при Петре I в 1703 году. Союз журналистов подготовил все нужные документы, и тогдашний президент страны Борис Ельцин официально учредил День российской печати 13 января.
Особая гордость – открытие на Поклонной горе Аллеи памяти военных журналистов.
К 300-летию российской прессы Союз издал книгу «Журналисты XX века: люди и судьбы», сейчас готовим второй том, чтобы молодые журналисты знали о своих предшественниках, асах в профессии. И еще мы решили создать базу данных в помощь журналистам - по вакансиям в СМИ. Время сейчас сложное, идет волна сокращения штатов, увольнений. Эта база, надеюсь, как-то поможет нашим коллегам в поисках работы.

- Сегодня медиарынок насыщен самыми разными изданиями. Как скажется на нем экономический кризис? Каким изданиям скорее всего придется покинуть рынок?
- Я думаю, что не выживут многие глянцевые издания, жившие за счет рекламы. Рекламные объемы сейчас резко сократятся. Не хотелось бы думать, что уйдут серьезные издания с многолетней историей. Хотя то и дело приходится слышать, что даже в крупных издательских домах идут сокращения. Это все очень горько. Хочется надеяться, что это временное явление.
- Как Вам кажется, люди по-прежнему считают прессу четвертой властью? И сохраняется ли сегодня доверие к печатному слову?
- Нивелирование профессии, к большому сожалению, происходит. Понятие «заказные материалы» уже никого не удивляет, это стало привычным явлением и, естественно, авторитета прессе оно никак не добавляет. Читатели и зрители это чувствуют и понимают. Многие издания очень четко проводят в жизнь ту линию, которой придерживается владелец издания. Это может быть и частное лицо, и региональная власть. Независимых изданий почти не осталось – отсюда и кризис доверия.

- Людмила Васильевна, на телевидении и среди печатных изданий очень много «желтухи». Причем такие издания часто успешны – это мы, журналисты, формируем вкус или, напротив, подстраиваемся под потребности масс?
- Мне очень трудно отвечать на этот вопрос даже себе. Надеюсь, что это веяние времени и такой интерес к подобного рода прессе все же будет недолговечным. У нас был долгий период неразберихи в экономике, политике – в такие времена, как правило, и возникают подобные издания. Хочется верить, что часть общества, смакующая тайны из жизни звезд, не самая многочисленная. Но мы, к большому сожалению, упускаем не первое поколение, для которого интерес к низкосортным изданиям и телепрограммам – уже норма. Молодые люди берут для себя то, что проще и доступнее, отказываясь от серьезной литературы, неангажированной журналистики. И мы все в этом виноваты. Это должно стать общегосударственной задачей – повышение образовательного уровня, пробуждение интереса к серьезному чтению.
- В чем особенности столичной журналистики? Можно ли сказать, что пресса в мегаполисах резко отличается от провинциальных изданий? Если да, то чем?

- На мой взгляд, в провинции сохранилось большая ответственность в отношении к печатному слову. Там работает множество высокопрофессиональных журналистов, очень трепетно относящихся к своему делу. Но вся беда, что издания, в которых они работают, находятся под сильным влиянием региональных и местных властей. И это влияние на местах ощущается жестче, чем даже в столичных СМИ. Но там гораздо меньше «джинсы» и стеба, так свойственных журналистике в мегаполисах. Язык провинциальных СМИ часто гораздо более чист и правилен. Хотя я не могу обидеть и коллег из Москвы и Санкт-Петербурга – все же по количеству собранных здесь «золотых перьев» пальма первенства, конечно, у столичных изданий.
- Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, чтобы состояться в профессии?
- Мне кажется, помимо таланта хороший журналист должен обладать широким кругозором, очень сильным характером, умением отстаивать свою позицию, умением «заразить» своим интересом читателя.
- Журналистика не предполагает работы «от сих до сих». Семья не ропщет, что редко Вас видит?
- Я действительно уезжаю утром и возвращаюсь поздно вечером. Раньше к тому же были еще и постоянные командировки. Ругают, конечно, но относятся с пониманием.
- Помните ли Вы свой первый газетный материал? О чем он был? И за что Вы любите свою профессию?

- Конечно, помню. Это была статья в «Тюменской правде», где я была на практике, она называлась «Скорой помощи» требуется скорая помощь». Ездила с медиками по вызовам, видела разбитые старые машины, обшарпанные, плохо отапливаемые станции «скорой» – и написала об этом.
А профессию я люблю и очень ценю за то, что она дала мне возможность объехать с командировками всю страну, познакомиться с огромным количеством интереснейших людей. И, что самое главное, она давала и дает чувство удовлетворения от того, что ты можешь кому-то помочь. Это бесценно.


 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.