Музеи и современность. Искусство диалога.

Музей-заповедник «Царицыно» – место особенное. Это возрожденный из руин исторический дворцовый комплекс XVIII века. Удивительный ландшафт и прекрасный архитектурный ансамбль вызывают восхищение. Но «Царицыно» – это не только одно из лучших в Москве мест прогулок и романтических встреч. Это культурный центр , где проходят выставки, концерты, мастер-классы, реализуются социальные и образовательные проекты. О новой миссии музея-заповедника и его новых проектах мы попросили рассказать Директора музея Елизавету Фокину.
 

— Елизавета Борисовна, вы директорствуете в ГМЗ «Царицыно» чуть больше двух лет. Что за это время изменилось в образе музея-заповедника в глазах посетителей? Какие события, достижения в работе за последние два года вы считаете особенно значимыми?

— Я хорошо помню свой первый рабочий день. Была ранняя весна, и поэтому «Царицыно» предстало передо мной в зеленом солнечном свете. Я ехала на работу вдохновленная всем этим внезапно распахнувшимся передо мной цветением, светящимся дворцом, прудами. Спустя два года я понимаю, что «Царицыно» – это не просто уникальное по красоте место. «Царицыно» – это в первую очередь, место жизни для людей, которые здесь работают. Для них быть в Царицыне и делать все, чтобы все, кто приходит в музей или парк, чувствовали себя здесь максимально комфортно, не работа, а образ жизни. За два года вместе мы сделали массу интересных проектов. Провели несколько ярких фестивалей – от «Русского поля», рассказывающего о русских ремеслах и традициях, до ультрасовременного BoscoFresh и от фестиваля воздушных змеев до фестиваля, посвященного ЗОЖ, – открыли десятки выставок, некоторые из которых делались в партнерстве с другими музеями.Но в первую очередь мы сохранили то, чем в действительности является «Царицыно» – памятник архитектуры, важное культурное и историческое наследие москвичей и всей России.
 
— «Царицыно» – это возрожденный исторический комплекс XVIII века. Для того, чтобы «Царицыно» могло существовать как полноценный музей, необходимы не только специальные знания, но и трепетное отношение к истории места. Здесь должны органично сочетаться и историко-архитектурный музей-заповедник с пейзажным парком, и художественный музей, и культурно-досуговый центр. Удается ли сохранить равновесие в таком многоплановом и многофункциональном хозяйстве?

— Да, это не простая задач, но мы с коллегами нашли очень удачный формат, в рамках которого возможно не только помнить об истории места, но и рассказывать о чем-то новом. В музее работают несколько постоянных экспозиций, посвященных екатерининской эпохе и истории появления самого Царицына. Почти все экспозиции мультимедийные, поэтому они интересны не только взрослым, но и детям. Например, экспозиция «Великая руина» рассказывает об истории реставрации дворцово-паркового комплекса. В ней представлен подробный макет Большого дворца, который можно рассматривать часами, обходя витрину по периметру, а в другом зале – затененном, с точечной подсветкой – нон-стоп сменяют друг друга слайды и видеофильмы, объясняющие, как проходила реставрация Большого дворца в начале 2000-х годов. Основными экспонатами здесь являются белокаменные фрагменты фундамента дворца и многочисленные фотографии.

По всем экспозициям и временным выставкам в музее водят экскурсии, и это всегда живой разговор с посетителями, у которых всегда много вопросов – иногда совершенно неожиданных!

Экскурсии проводятся не только в музее, но и в парке, история которого не менее захватывающая. При этом можно гулять самостоятельно, используя бесплатный мобильный аудиогид, а можно купить билет в один из электромобилей, курсирующих по нескольким маршрутам, отличающимся друг от друга длительностью и насыщенностью исторических подробностями. Например, есть 15-минутный маршрут, в течение которого посетители проезжают на электромобиле не более полутора километров, а есть получасовой маршрут, и это уже очень подробный рассказ о том, что было на месте Царицына и тысячу лет назад, и 250 лет назад, в конце XIX и в середине XX веков.

— Во многом именно в музее происходит поколенческая передача культуры, духовное развитие личности. Насколько музей-заповедник интересен современному поколению? Должен ли он приспосабливаться к вкусам зрителя? Что привлекает ваших посетителей?

— Работа с подрастающим поколением – наша приоритетная задача. В музее каждые выходные (а в каникулы – ежедневно) работают детские мастерские, проводятся экскурсии и мастер-классы. Почти для всех выставок параллельно разрабатываются образовательные программы. К примеру, выставка «Зачем ребенку медведь?», на которой представлена  уникальная коллекция глиняной игрушки, собранная российским актером немого кино Николаем Церетели и сохраненная коллекционером Георгием Костаки, интересна и взрослым и детям. Затейливые фигурки животных, вылепленных деревенскими мастерами конца XIX и начала XX веков просто завораживают детей. И мы в музее придумали, что эта выставка – идеальное место для мастер-классов  по сторителлингу. И теперь у нас в экспозиции всегда много детей, которые не только с интересом рассматривают экспонаты, но и стремятся нарисовать собственные образы сказочных животных, а также описать их словами, рассказать о каждом из них историю.

Что касается подростков, то для них у нас более сложные в интеллектуальном плане развлечения. Этим летом мы впервые организуем образовательную смену «Археология в Царицыне» для подростков, которые в течение недели с  археологом Артемием Дановским будут изучать царицынскую местность на предмет сохранения в ней каких-то артефактов из  прошлого. Артемий будет рассказать не только об истории археологических находок в Царицыне, но и показывать, какими инструментами пользуются ученые, приступая к изучению найденного, какими руководствуются знаниями и многое другое. Мы очень надеемся, что археологическая смена будет иметь успех, и мы, вдохновленные им, решимся открыть в «Царицыне» настоящую археологическую школу для детей.
 

— Сейчас в музейной среде принято приглашать кураторов на разные проекты и выставки. В музеях пересекаются разные жанры и направления. Хватает ли у вас талантливых кураторов, способных придать событию достойное обрамление?

— В «Царицыне» с талантливыми кураторами никогда не было проблем. Такие есть как среди штатных сотрудников, так и в числе приглашенных специалистов, к которым мы время от времени обращаемся с предложениями. С «Царицыным» долго и плодотворно сотрудничал петербургский искусствовед, хранитель Государственного Эрмитажа, писатель Аркадий Ипполитов. Вместе мы сделали несколько важных выставочных проектов – в том числе «Люди должны быть разными», ставшей частью большой работы, которую музей проводит в рамках сотрудничества с фондами, помогающим людям с особыми потребностями. На выставке были представлены работы студентов петербургского Центра «Антон тут рядом», помогающего взрослым людям с аутизмом стать полноправными члена общества, и картины художников-наивистов из царицынской коллекции. В музее часто делает выставки большой знаток готической культуры XVIII века, искусствовед Сергей Хачатуров. С ним мы открыли уже несколько экспозиций, и в июле замахнулись на выставку в Большом дворце. «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» — это подлинная история «бумажной» архитектуры со времен Пиранези и до наших дней. Выставки под кураторством Сергея Хачатурова всегда отличает один важный нюанс: как историк, он очень деликатно работает с историческими документами и экспонатами, как куратор, всегда привлекает к работе над выставкой современных художников. Так, в случае с «Гипнозом пространства», в экспозиции помимо гравюр Пиранези и Гонзаго будут представлены чертежи и рисунки архитекторов Александра Бродского и Юрия Аввакумова, а также работы художника Владимира Карташова, мультфильмы Андрея Кржановского и – частично – декорации к опере «Сверлийцы», поставленной в этом году в московском «Электротеатре».


— Какие выставки и события в 2018 году, на ваш взгляд, могут вызвать наибольший интерес у посетителей?

— Выставка Сергея Хачатурова, о которой я только что рассказала, однозначно станет одной из самых интересных в этом году. Кроме того,  мы планируем открыть очень яркую экспозицию, посвященную двум архитекторам, без которых бы не было Царицына – Василию Баженову и Матвею Казакову. Также, в партнерстве с Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом,  мы готовим экспозицию, посвященную благотворительной деятельности Императорского Дома Романовых.

— Вы проводите множество благотворительных акций. Расскажите о самых масштабных?

— «Царицыно» всегда открыто к сотрудничеству с благотворительными фондами и благотворительными организациями. В повседневной жизни это в первую очередь бесплатные экскурсии и образовательные программы для подопечных этих фондов. «Царицыно» – активный участник программы «Аутизм. Дружелюбная среда», которую курирует фонд «Выход». В рамках этой программы все наши сотрудники прошли двухдневный инструктаж и научились оказывать ненавязчивую помощь людям с особенностями ментального и физического развития, которые приходят к нам в музей. В  рамках этой программы несколько раз в год в «Царицыне» проходят благотворительные театральные вечера, которые организуют наши друзья из интегрированного театра-студии «Круг II».
 

«Царицыно» один из немногих музеев, в котором есть стационарная сенсорная комната, необходимая для эмоциональной разгрузки детей и взрослых людей с особыми потребностями. Вместе со всем миром 2 апреля – во Всемирный день распространения информациио проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) – мы участвуем в организации фестиваля, и это событие очень важно для семей, в которых воспитываются дети с аутизмом.

Если же говорить о благотворительности в личном плане, то я неформально являюсь руководителем благотворительного фонда «Искусство быть рядом», который занимается поддержкой детьми с РАС и который поддерживает три ресурсных класса в трех московских школах города Москвы. Мы проводим много разных акций на территориях школ и обеспечиваем нашим детям тьютерскую поддержку.
 

— Если ли у вас новые творческие идеи, планы, которые хочется реализовать?

— Для музея «Царицыно» очень важно рассказывать не только о хорошо изученном XVIII веке, но и других периодах истории  Царицына. Например, о конце XIX века, когда на месте будущего музея находился большой дачный поселок. В Царицыне проводили лето богатые, весьма образованные москвичи, среди которых было много писателей, музыкантов, политиков, актеров и режиссеров. Например, именно здесь Иван Бунин встретил свою будущую жену Веру Муромцеву. А Антон Чехов, незадолго до смерти, писал своей жене, актрисе МХТ Ольге Книппер, что хотел бы купить дом в Царицыне, так как лучше места в Подмосковье он не знает. Об этом периоде в истории Царицына год назад мы провели выставку, которая так и называлась – «Дачное Царицыно», – а этим летом решили организовать целый фестиваль. Со 2 по 19 августа в Царицыне почти нон-стоп будут идти концерты, спектакли, поэтические чтения, любительские турниры в шашки и шахматы, детские мастер-классы и многое другие. Основная наша идея, что Царицыно – это не только музей, в котором можно узнать много интересного об истории России, но и огромный прекрасный парк, приехав в который, можно провести весь день на природе.

— Вы были награждены орденом Святой Анастасии – узорешительницы. Сейчас создается Общество Кавалерственных дам Ордена Святой Анастасии. В чем Вы видите смысл его создания и задачи?

— Этим Орденом награждаются люди, активно занимающиеся благотворительностью. И все дамы, которые были награждены одновременно со мной, были из медицины. И там все понятно – медицинская помощь – трудно переоценить.

В чем я вижу смысл этой награды в частности и создания такого общества в целом? Мне кажется очень важным, чтобы с одной стороны росла и крепла связь между людьми, которые занимаются благотворительностью, чтобы они понимали, что занимаются ею не одни, чтобы они могли совместно создавать проекты, видеть друг в друге взаимопомощь и поддержку и увеличивали количество и качество своих проектов. Но плюс к этому хочу сказать, что считаю саму деятельность благотворительную очень почетной, и конечно, приятно, когда это каким-то отдельным образом отмечается. В моем понимании благотворительность – это не только финансовая помощь, но и любая другая. Например – организационная. Когда ты, допустим, не сам вносишь большую сумму денег, но помогаешь осуществить, донести, решить – когда твоя деятельность помогает облегчить жизнь кому-то. Конечно, есть крупные меценаты, как люди, так и большие корпорации, но тут я, скорее, говорю о каком-то человеческом факторе, который всегда очень личный. Личный вклад в деятельность – это всегда очень достойно и важно.
 

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.