Зельфира Трегулова: «Люди должны знать, чем они могут гордиться»

Современный музей давно уже не является просто хранилищем художественных ценностей. Главное качество, которое отличает сегодняшний музей от того, каким мы знали его 20-30 лет назад – многофункциональность. В Третьяковской галерее, на протяжении всех последних месяцев находящейся в фокусе общественного внимания, происходит множество событий, переплетаются разные жанры и виды искусств. Но самое главное достижение Третьяковки, считает Генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея» Зельфира Трегулова, состоит в том, что посетители почувствовали – атмосфера в музее стала более доброжелательной, он открыт для диалога со своим зрителем.

- Зельфира Исмаиловна, Вы директорствуете в Государственной Третьяковской галерее чуть больше года, но уже успели изменить образ музея в глазах публики на более динамичный и современный. Как Вы сами оцениваете эти перемены?


- Ну, во-первых, все, что сделано за этот год, сделано не только мной. Это сделано всеми, кто работал вместе со мной, кто разделяет мое видение того, какой должна быть Третьяковская галерея и как следует выстраивать ее политику. Ситуация действительно серьезно отличается от того, что было год, полтора-два назад. Нам удалось реализовать ряд проектов, которые заставили людей осознать, что, во-первых, на Крымском Валу находится не только ЦДХ, а и Третьяковская галерея, представляющая лучшую в мире коллекцию отечественного искусства XX века.
Мы поставили перед собой задачу сделать Галерею на Крымском Валу привлекательным для посетителей местом, постарались учесть при этом все, включая создание комфортной для посетителей атмосферы. Мы с пониманием относимся к тому, что современный человек ценит удобство - возможность выпить кофе, зайти в кафе, воспользоваться wi-fi для того, чтобы проверить почту, купить в музейном магазине книги, сувениры на память о выставке, которая произвела на человека сильное впечатление, пробудила его эмоции, согрела душу.
За этот год мы сделали очень многое – здесь появилось кафе, хотя это потребовало от нас немало усилий, открылся выход на Крымскую набережную – впервые за всю историю существования здания, хотя при строительстве этот сквозной проход был предусмотрен. Вплотную взялись за реконструкцию внутреннего двора. Во дворе можно будет устроить лекторий, площадку для кинопоказов и выставок произведений современного искусства. Да и просто отдохнуть в этом месте, я думаю, будет очень приятно. Надеюсь, что таким образом мы сможем привлечь новых посетителей – в том числе и ту публику, которая по выходным прогуливается по Крымскому Валу. Я считаю, что это абсолютно естественно - если первый раз человек пришел в музей, привлеченный просто чем-то ярким, необычным, притягательным – он уже получит какое-то впечатление. В следующий раз он придет сюда осознанно, зная, что здесь интересно, что в музее его встретит уникальная живая атмосфера, и при этом в его залах сосредоточено множество безусловных ценностей, которые не зависят от сиюминутной конъюнктуры.
 

Место пересечения жанров и направлений

- Третьяковская галерея - это не просто один из самых знаменитых и популярных музеев, это еще и нечто незыблемое, то, что мы помним, знаем и любим с детства. Но времена меняются, должны ли музеи меняться вместе с ними?

- Мне кажется, что сегодня музей не может быть просто помещением, где на стенах висят картины и организуются выставки. Безусловно, музей по-прежнему воспринимается как место, где люди могут соприкоснуться с лучшими художественными произведениями, в нашем случае – созданными в России. А если говорить о музеях в целом – с тем, что создано человечеством. Мне кажется, что эта возможность сегодня обретает дополнительную ценность. Возможно, та тенденция, которая проявилась в невероятном интересе к выставке Серова – это отражение какой-то общей ситуации не только у нас, но и во все мире, когда искусство и музеи действительно становятся для многих людей очень важным, знаковым местом. Но я хочу добавить к этому – становятся местом, куда сегодня приходят не только увидеть произведения изобразительного искусства, исторические или культурные артефакты, но и послушать хорошую музыку, узнать много по-настоящему интересного. Сегодня в музее пересекаются самые разные виды искусства, разные жанры и направления. К примеру, на Крымском Валу мы сейчас запускаем очень интересный проект - «Ваш XX век», в рамках которого каждый четверг участники будут вспоминать все самое талантливое и яркое, созданное в ушедшем столетии. А яркого было создано немало - XX век подарил нам джаз, открыл множество талантливых имен музыкантов, поэтов и писателей. На наших вечерах будут звучать стихи, музыкальные композиции, рассказы. Думаю, что это будет очень интересно нашим посетителям.
Недавно мы запустили новую программу «Кино в Третьяковке». Открылась она с классики, с фильма «Броненосец Потемкин», а комментарии к нему мы попросили сделать одного из лучших знатоков кино, легендарного директора музея кино Наума Ихильевича Клеймана. В планах – еще несколько очень серьезных кинопоказов, один из них состоится в рамках Года российского кино и будет посвящен истории и искусству отечественного кинематографа. Уже начался фестиваль фильмов выдающегося японского режиссера Масахиро Синода, одного из самых выдающихся режиссеров «новой волны» , подготовку к которому мы вели в сотрудничестве с посольством Японии. Планируются интереснейшие кинопрограммы и в рамках проведения выставки «От Елизаветы до Виктории» из Национальной портретной галереи Лондона, которую мы открываем в конце апреля. А осенью в рамках выставки шедевров живописи из пинакотеки Ватикана Третьяковская галерея представит своему зрителю фильмы, посвященные Святому Франциску. Кстати, в 2017 году мы, в свою очередь, организуем выставку в Ватикане, она состоится по инициативе папы Франциска I и Президента РФ Владимира Путина. Будем показывать и итальянские фильмы, сюжетно связанные со Священным Писанием, поскольку особенность пинакотеки Ватикана состоит в том, что все художественные произведения ее основаны на библейских сюжетах – Ветхом и Новом заветах. Все эти кинопоказы рассчитаны на самую разную аудиторию и каждый, я уверена, найдет своего зрителя. Третьяковка – одно из немногих мест Москвы, имеющее возможность показывать аутентичное «пленочное» кино (35 мм и 16 мм), конференц-зал в Инженерном корпусе обладает всей необходимой для этого аппаратурой. Такая уникальность очень ценится знатоками и любителями хорошего кино.

- Во многом именно в музеях происходит поколенческая передача культуры, духовное развитие личности. Насколько современный музей интересен новому поколению?

- Студенты, молодые люди – это та категория посетителей, которую мы считаем своей «целевой аудиторией». Музей по сути своей место довольно демократическое. Начнем с того, что оно доступно даже не очень обеспеченным людям. До 18 лет к нам вход бесплатный. У нас действуют льготы для студентов и пенсионеров – билет для них стоит всего 150 рублей. Кстати, мы рассматриваем вопрос, чтобы студентов тоже пускать бесплатно. Мы очень заинтересованы в этом. Если у молодых людей сформируется привычка посещать в музей, она со временем перерастет в потребность, а спустя время сегодняшние студенты приведут сюда своих детей, поделятся тем, что знают и любят сами, а это действительно дорогого стоит. Интерес к культуре, к искусству, к сложному интеллектуальному опыту, передающийся из поколения в поколение – бесценен. Конечно, мы нацелены на привлечение людей самых разных возрастных и социальных категорий, но молодые люди, студенты – особая забота, связанная с будущим.
С другой стороны, мы понимаем, что разговаривать с ними необходимо уже на ином языке, чем тот, на котором в музеях говорили с посетителями 20-30 лет назад. Ситуация изменилась, к нам приходит новое поколение, которое привыкло к общению посредством СМС и социальных сетей и гораздо быстрее воспринимает информацию. При этом период увлеченности виртуальностью у многих уже отчасти пройден, и молодые люди так же, как и более старшее поколение, ищут и ценят подлинность, искренность настоящих впечатлений в окружающем мире.
 

Создание выставки – тоже искусство

- Сегодня ведется много споров о том, должны ли музеи приспосабливаться к вкусам зрителя и не приведет ли такое «упрощение» к снижению планки восприятия высокого искусства. Каким Вам видится будущее современных музеев?

- Есть разные концепции развития музеев, разные взгляды на то, каким должен стать музей. Я всегда и в своей кураторской работе, и сейчас, став директором галереи, придерживалась точки зрения, что любой музей, любая выставка должны быть ориентированы на зрителя, а не только на профессиональных знатоков искусства. Речь не идет о каком-то снижении стандартов, о приспособляемости к неразвитым вкусам. Напротив, мы приглашаем зрителя к разговору на более высоком уровне, но при этом представляем ему художественную составляющую и ту идею, которую несет в себе сама выставка, в ясной и выразительной форме. Создание выставки – это тоже искусство. От того, как она выстроена, как представлены и поданы произведения, во многом зависит успех экспозиции. Я считаю очень важным, чтобы музейная экспозиция была понятна и привлекательна для посетителей самого разного уровня подготовленности и образования, она должна быть интересна современному человеку, должна соответствовать его эстетическим представлениям. В этом случае пришедший в музей зритель без сложных и долгих пояснений сам сможет понять и прочувствовать эту идею, глубину увиденного.
Мне очень жаль, что на выставки Гончаровой, Костаки, Левитана, Федотова пришло не так много людей, как хотелось и как могло быть. Мне кажется, что они не выработали свой ресурс. На выставку Федотова пришло где-то 50 с чем-то тысяч, на Костаки - 70 тысяч посетителей. Я считаю, это очень мало. Сейчас мы показываем ретроспективы тех художников, в отношении которых существовали какие-то идеологически мотивированные мнения и ограничения. Я думаю, наша выставка позволила всем увидеть и убедиться, что Федотов – отнюдь не художник анекдота, как его пытались когда-то представить. И уж если говорить о нем как о художнике социальной критики, то природа этой критики лежит не в социалистической плоскости, а скорее, унаследована у эпохи Просвещения, это серьезнейший анализ особенностей человеческой породы. Там есть глубина и очень умный, пристальный взгляд на происходящее. Сегодня мы это видим, и понимаем, что Федотов - блистательный и очень выразительный рисовальщик.
 

Немеркнущее обаяние «отрадного»

- Зельфира Исмаиловна, чем Вы объясняете эффект ажиотажа (485 тысяч посетителей) вокруг выставки Валентина Серова — это результат интереса к художнику, прекрасно подготовленная экспозиция из разных музеев мира, широкая и грамотная рекламная кампания, мода на «приобщение к искусству»? Почему же не менее интересные выставки, которые Вы только что упомянули - Левитана, Гончаровой, Костаки, Федотова - такого взрыва не вызвали?

- Я думаю, здесь сошлось несколько факторов. Выставка Валентина Серова действительно стала самой посещаемой. Ежедневно к нам приходило по 4,5 тысячи человек, в выходные – 5-6 тысяч. То есть в течение всей выставки мы видели из ряда вон выходящую посещаемость по сравнению, например, с выставкой Левитана. Когда мы готовили экспозицию, ориентировались примерно на такой же уровень посещаемости – около двух тысяч человек в день. Но почти сразу стало понятно, что мы серьезно ошиблись в прогнозах. Большие проблемы у нас начались где-то со 2 января. Отчасти это связано, я думаю, с ухудшением общей экономической ситуации – в прежние годы москвичи часто уезжали на зимние каникулы в Европу, в теплые страны. Сейчас многие отказались от этого в силу известных причин. Но потребность в интересном досуге никуда не делась. В каникулы мы принимали по 6-7 тысяч человек в день. Возможно, и приход Президента сыграл свою роль, обратил внимание на выставку тех, кто до этого не был знаком с творчеством Серова. Это событие совпало с последней неделей работы выставки и, вероятно, добавило к ней интереса. Еще одна причина того, что ажиотаж возник незадолго до закрытия, на мой взгляд, кроется в российской ментальности. Это свойственно нашим людям – да и во мне есть эта черта – мы часто откладываем все на последний момент. А ближе к закрытию люди спохватились, что могут упустить последний шанс увидеть выставку.
И все же я склонна думать, что все это лишь побочные, второстепенные причины такого всплеска общественного интереса. Главная же состоит в том, что это была действительно уникальная возможность увидеть все самое лучшее, созданное художником и собранное из 39 художественных собраний. А объяснение, почему такого же интереса не вызвали другие выставки, мне кажется, состоит в том, что Серов - гораздо более универсальный художник. Тем, кто увлечен современным искусством, он импонирует своей невероятной современностью. При этом он нравится и людям с достаточно консервативными, академическими вкусами. Кроме того, думаю, в успехе выставки есть и наша заслуга – она состоит не только в популяризации самого события, но и в его подаче. Мы действительно старались сделать выставку очень открытой зрителю. Знаете, в письме невесте Ольге Трубниковой Серов говорил, что хотел бы писать «отрадное», а то все в нынешнем веке пишут «мрачное». Это очень точная фраза, она отражает то, что он делал и что оставил всем нам в наследство. При устройстве выставки мы хотели, чтобы люди, попавшие на выставку, немедленно ощущали это «отрадное», попадали под его обаяние. Мы намеренно выстраивали архитектуру экспозиции таким образом, чтобы зрителю, только что зашедшему в зал, вся эта панорама открывалась сразу, с первого взгляда. К примеру, разместили работы так, чтобы с одной точки посетителю открывались сразу пять самых значимых портретов. Были составлены подробные, интересные пояснительные тексты. Мы старались сделать пребывание посетителей на этой выставке максимально насыщенным, несущим радость и в то же время заставляющим задуматься – в том числе и о том, что же такое современное искусство, ведь и сам Серов по-разному отвечал на этот вопрос на разных этапах своего творчества. Кроме того, мы очень активно работали с прессой, заранее продумывали стратегию этой работы, коллективно оттачивали все смыслы, формулировали, что и как мы будем говорить представителям СМИ, которые донесут эту информацию до наших зрителей.
Мы расцениваем такой невероятный интерес к выставке как большой успех. Но определенные уроки из случившегося мы тоже вынесли. Одно могу сказать – дверь сносить у нас больше не будут. Сейчас мы всерьез рассматриваем возможность введения системы сеансов посещений, изучаем международный опыт. Возможно, будем сочетать эту систему с возможностью покупки билета в кассе – по крайней мере, планируем опробовать такую схему на ближайшей выставке английского портрета в Инженерном корпусе. Ну, и электронные билеты по-прежнему будут действовать. Кстати, прежде пенсионеры и студенты не могли купить льготные билеты он-лайн, сейчас мы запускаем систему, позволяющую это делать.
 

Фейсбук в помощь

- Какие события, достижения в работе Третьяковской галереи за прошедший год Вы считаете особенно значимыми?

- Если говорить о серьезных достижениях – это наша переориентация на зрителя и резкое повышение цитируемости в СМИ информации о Третьяковской галерее. Этот показатель вырос в шесть раз - результат просто невероятный. Но он возник не на пустом месте - мы с моими коллегами действительно стараемся использовать все возможности для привлечения интереса к нашему музею. Нам очень хочется донести до нашего потенциального посетителя то, что происходит в Третьяковской галерее, создать у него устойчивое впечатление, что это открытый зрителю, доброжелательный по отношению к нему музей, невзирая на очереди на морозе и эпизод со сломанными дверями. Мы всегда открыты для представителей СМИ, используем возможности Фейсбука, мало того, Третьяковка - один из самых активных музеев на этом ресурсе.
Привлечь людей можно разными способами. На Крымском Валу, к примеру, прошлом летом мы ввели бесплатные среды. После этого посещаемость в эти дни выросла в разы. Сейчас ввели аналогичную схему в Инженерном корпусе на отдельные экспозиции – посетители имели возможность бесплатно по средам увидеть выставкиТаира Салахова и Федора Рокотова. Даже если сейчас за счет этих льгот мы что-то теряем в доходе, зато приобретаем аудиторию, которая будет приходить к нам в будущем. Надо думать на перспективу.

- Рост посещаемости – это некий критерий, по которому оценивается эффективность деятельности музея. Не теряет ли что-то музей в гонке за посещаемостью?

- Абсолютно ничего не теряет. Я нередко слышу эту формулу – «гонка за посещаемостью» - но скажите, о какой гонке может идти речь, если до недавнего времени даже москвичи в большинстве своем не знали, что на Крымском Валу – это тоже Третьяковка, если эта площадка за все годы существования недополучала своего зрителя? Про русский авангард до церемонии открытия Олимпиады знали лишь избранные, а ведь это одно из самых ярких явлений в истории отечественного и мирового искусства.
В Лаврушинском переулке с посещаемостью у нас все нормально - конечно, есть еще небольшой резерв, но он ограничен физическими возможностями здания. А на Крымском Валу здание огромное, а посетителей до недавнего времени было совсем немного. За этот год нам удалось серьезно поднять этот показатель – где-то на 60%. В целом же на всех площадках галереи он увеличился на 18%.
Мы не гонимся за цифрами, мы просто очень хотим, чтобы бесценное наследие, которым владеет наша Галерея, увидело как можно больше людей. Люди должны знать, чем они могут гордиться.

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.