Магия места

Музеи Кремля - визитная карточка культурного наследия страны. Первое, что посещают все гости столицы. Место сакральное, историческое.
Возрастает ли интерес к истории и музейным ценностям у современного поколения россиян и какие новые выставки мы увидим в этом году?
 
Об этом мы попросили рассказать генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Елену Гагарину.
- Елена Юрьевна, в марте Музеи Кремля отметили 210-ю годовщину своего существования. Какие периоды в этой долгой истории стали самыми сложными для них?

- Самые сложные периоды связаны, конечно, с войнами. В 1812 году, когда войска Наполеона подходили к Москве, было принято решение об эвакуации сокровищ Оружейной палаты. Можно представить, насколько это была сложная задача. Но все было проведено, как бы мы сейчас сказали, в рекордные сроки, служащие неотлучно находились на работе, упаковывая вещи, обедали и ночевали в палате. Упаковка длилась не более двух недель, и в итоге все было эвакуировано в Нижний Новгород. Разумеется, не все удалось увезти, пострадал уникальный архив, не вывезенный из Москвы, большой урон был причинен новому зданию Оружейной палаты. Это была первая в истории эвакуация музея, и можно сказать, что именно сотрудники Оружейной палаты выработали те принципы перемещения экспонатов, которыми музеи пользуются до сих пор.
 
 
- А как отразились на музее революционные и военные годы ХХ века?

- Музей переживал очень тяжелые времена в 20-е годы. В Москву, в Кремль, были перевезены дворцовые ценности из Санкт-Петербурга, все это должно было перейти в государственный фонд и реализовываться для нужд революции. Многое в те годы было утрачено безвозвратно, но музейные сотрудники делали все возможное, чтобы спасти уникальные вещи. Что-то удалось сберечь в музее – часть коллекции пасхальных подарков Фаберже, например.
Во времена Великой Отечественной войны Оружейная палата снова пережила эвакуацию, экспонаты были перевезены в Свердловск. Буквально через несколько дней после того, как музейные ценности были эвакуированы, в Москве начались бомбардировки.
Кремль пришлось замаскировать, купола и кресты соборов, церквей̆, колокольни «Иван Великий» покрыли темной̆ краской̆, выключили освещение звезд на башнях. Но даже в самые трудные дни войны сотрудники верили в победу и ждали восстановлению музея, готовили новую экспозицию, которая в итоге была открыта в апреле 1945 года.

- В прошлом году в Музеях Кремля побывало рекордное количество посетителей – более двух миллионов. С чем, на Ваш взгляд, это связано – с ростом туристического потока, с общим возрастанием интереса к истории и музейным ценностям?

- Надеюсь, что это связано с тем, что мы делаем проекты, интересные публике. Разумеется, доля туристов, иностранных и российских, в этих двух миллионах очень велика, но важно учитывать сезонность. Летом мы принимаем больше туристов, это закономерно, в холодные месяцы - больше москвичей, семейных посетителей. В последнее время замечаем, что стало больше именно семей с детьми, это отрадно видеть. Я всегда подчеркиваю, что для ребенка важно посещать музеи и выставки с родителями – это замечательный повод для дальнейшего обсуждения в семье своих впечатлений от увиденного. У нас много программ для такой аудитории – это и экскурсии, и лекции, и занятия в детском центре, приуроченные к выставкам. Но в 2015 году мы достигли рекордных цифр посещаемости не только здесь, в Кремле. Нашу выставку в Шанхае «Оружейная сокровищница русских самодержцев» посетило более 600 тысяч человек. Кстати, количество китайских туристов и в Москве значительно выросло, это отразилось, конечно, и на нашем музее. Учитывая этот спрос, мы запустили версию сайта на китайском языке, и сейчас она очень востребована.
 

- Что в первую очередь привлекает в музее ваших посетителей? Какие события прошедшего года вызвали наибольший интерес?

- Московский Кремль обладает удивительной магией места, здесь творилась вся русская история, в Успенском соборе короновались цари и императоры… Конечно, основная часть посетителей приходит, чтобы увидеть все это своими глазами, восхититься великолепными государственными регалиями, коллекцией тканей и коронационного костюма, экипажей, пасхальными подарками Фаберже, которые представлены в Оружейной палате. Большой всплеск интереса к экспозиции Оружейной палаты случился после того, как нам была передана Королевская Викторианская цепь Николая II. C этой передачей связана очень интересная история. В 2015 году мы проводили выставку «Рыцарские ордена Европы», показывали богатейшую и уникальную в своем роде коллекцию академика Андрея Хазина. Как всегда во время подготовки к выставкам, наши кураторы готовили каталог, изучали предметы, которые предполагалось показать, и выяснили, что одна из наград, Королевская Викторианская цепь, принадлежала последнему российскому императору. По правилам, после смерти награжденного, цепь должны была быть возвращена в королевскую коллекцию, но в 20-е годы, после передачи в Гохран, вместе со многими другими ценностями она была продана, и след ее потерялся. И вот почти спустя сто лет, благодаря нашим специалистам, цепь была обнаружена в частной коллекции. Андрей Хазин принял решение передать награду в Королевскую коллекцию, но королева Елизавета II выразила желание, чтобы цепь осталась на долгосрочном хранении в Музеях Московского Кремля. Теперь каждый может увидеть ее в экспозиции Оружейной палаты.
 

- Что из нововведений последних лет оказалось самым востребованным? Насколько широко сегодня используются в музее современные технологии – цифровые, интерактивные и мультимедийные?

- Совсем недавно мы запустили онлайн-продажу экскурсий, еще раньше – продажу билетов на посещение Оружейной палаты и территории Кремля и соборов. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что в Кремль трудно попасть, что нужно отстоять огромные очереди, чтобы заказать экскурсию. Это уже давно не так, и для посетителя сейчас нет проблем с покупкой билетов, где бы он ни находился. Любой школьный учитель может заранее спланировать поездку в Музеи Кремля и заказать экскурсию на сайте. К большинству выставок у нас готовятся мультимедийные приложения, которыми можно воспользоваться в зале. Например, на выставке «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси» на интерактивной панели была представлена оцифрованная Годуновская псалтирь, оригинал которой находился рядом в одной из витрин. Посетитель не может подержать в руках оригинал, но может ознакомиться с содержанием, полистать страницы электронной версии.
 

- Что предлагает посетителям программа «Один день в Кремле» и насколько она популярна?

- Это программа для групп школьников, которая позволяет за один день увидеть самое интересное, что представлено в наших музеях. Группа посещает два собора, Архангельский и Успенский, осматривает территорию в сопровождении экскурсовода, а затем – Оружейную палату. Кроме того, школьники смотрят фильм о памятниках Кремля. Это длительная программа, почти на 5 часов, которая позволяет погрузиться в историю, что-то почерпнуть из кинематографа, что-то увидеть своими глазами. Наверное, секрет ее популярности в том, что она рассчитана на разные формы восприятия: кто-то любит просто созерцать, другим интересны исторические факты, какие-то истории, которые расскажет экскурсовод. Вообще, в Кремле можно провести гораздо больше, чем один день – это действительно неисчерпаемый источник знаний. У нас множество тематических программ по разным коллекциям музейного собрания.

- В Кремль стремятся попасть туристы со всего мира и из разных регионов России. Часто ли приходят сюда москвичи?

- Конечно. Москвичи приходят на выставки, покупают абонементы в лекторий, водят детей в Детский центр музея. Каждый сезон мы готовим новые проекты, и наша аудитория знает, что здесь всегда будет что-то интересное для посетителей всех возрастов.
 

- Какие выставки и другие события 2016 года, на Ваш взгляд, могут вызвать наибольший интерес у посетителей?

- Сейчас в Успенской звоннице мы показываем выставку современного художника-ювелира «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.», а 1 июня открываем проект, посвященный камнерезному искусству – «Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня». В советские годы Коноваленко был сначала больше известен как театральный художник, а затем увлекся резьбой по камню, и ему удалось в то время возродить традиции скульптуры из камней, которыми в начале века славилась фирма Карла Фаберже. В 1973 году у него была персональная выставка в Русском музее, но через некоторое время ему пришлось эмигрировать в США, и на Родине он был благополучно забыт. Сейчас нам удалось собрать множество его работ буквально со всего мира, включая музей естественной истории города Денвера и, я надеюсь, это будет очень любопытный выставочный проект.
В сентябре мы откроем очень красивую выставку «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». Это совместный проект с институтом костюма Киото, где хранятся вещи от лучших мировых дизайнеров. Мы привезем около 40 великолепных нарядов, а также покажем украшения начала века из исторических коллекций ювелирных домов. Думаю, получится очень необычная, зрелищная экспозиция. У нас в планах еще много ярких проектов, которые будут интересны и туристам, и москвичам.
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.