Лариса Маркус: «Если кризисы происходят – может, это кому-нибудь нужно?»

По размеру чистых активов ООО «Внешпромбанк» за 2011 год поднялся с 56 позиции в ТОП-100 отечественных банков до 51 места. Но предметом разговора с президентом банка Ларисой Маркус стала не только успешная стратегия развития организации, но и оценка общей экономической ситуации в стране и ее зависимость от внутренних и внешних факторов. 

- Лариса Ивановна, можно ли сказать, что в последнее время амплитуда цикличности финансовых кризисов сокращается? Лихорадит финансовый рынок, не успели прийти в себя от одного кризиса – аналитики грозят новым, еще более глубоким…
- С моей точки зрения, кризис - это вообще понятие относительное.
Нет даже четких экономических показателей, критериев, по которым можно было бы определить – находимся мы в состоянии кризиса или нет. Я могу назвать массу причин, по которым происходят кризисы, и это будут чисто экономические расчеты. Но если говорить объективно, то все, по моему мнению, упирается в политику. Есть очевидные, понятные всем причины и рычаги, а есть скрытые. Если кризисы происходят – может, это кому-нибудь нужно? Если вспомнить историю, разве кризис, разразившийся в России в начале прошлого века, в военное время, имел чисто экономические причины? Кому-то были выгодны задержки с поставками хлеба, продовольствия и последствия этих задержек – разве не так?
Все, что происходит на планете, так или иначе сказывается практически на каждой стране, и, разумеется, на России, как части цивилизованного мира. Экономика нашей страны является неотъемлемой частью мировой экономики. Вот простой пример. До недавнего времени российские госкомпании, частные корпорации, банки свободно брали кредиты в европейских финансовых организациях, и на эти деньги, полученные по низким ставкам, рефинансировали все свои проекты. Сегодня они вынуждены гасить долги - подходят сроки возврата, а найти рефинансирование в Европе стало сложно. Однако, их деятельность на этом не заканчивается, работа продолжается, проекты необходимо реализовывать дальше. В этой ситуации заемщики сталкиваются с проблемой - «где брать деньги?». Международные рынки практически закрыты, но и в наших банках, даже если не принимать во внимание более высокую стоимость заимствований, тоже становится меньше денег – кредитные организации России находятся в аналогичной ситуации и не могут занимать ресурсы на Западе. К сожалению, ситуация постепенно ухудшается, причем в нее оказывается втянуты многие структуры. Так что любые мировые потрясения не могут нас не коснуться.

- Как Вы оцениваете перспективы развития российской экономики в ближайшем будущем?
- Я считаю, что, несмотря на нынешнюю зависимость бюджета от цен на сырьевые товары и прежде всего энергоресурсы, у нас далеко не безнадежная ситуация. Предприятия продолжают работать, мы давно не слышали о дефолтах и банкротствах, более того - появляются новые производства. Так что все разговоры о том, что экономика не развивается – это, мягко говоря, лукавство. Я достаточно часто езжу по регионам и вижу, где у нас провальные места, где ситуация патовая, а где вполне достойная. Так вот этих динамично развивающихся регионов становится все больше. 
Появляются свежие управленческие кадры, развивается бизнес. Но чтобы это развитие приобрело более масштабный и поступательный характер, необходимо изменить целый ряд законов и нормативных актов.
Но мне хочется сказаться еще вот о чем. К сожалению, в нашем обществе до сих пор очень живучи иждивенческие настроения. Вы знаете, сколько у нас работает гастарбайтеров? И их количество неуклонно растет. Как правило, приезжают люди, готовые на любые условия, на любой, самый тяжелый труд. А наши граждане часто предпочитают вообще не работать, чем устроиться на какую-то не престижную работу. У многих россиян не укладывается в голове, что можно начать с какой-то не очень, скажем так, статусной профессии, но параллельно получать образование, обучаться чему-то, а потом претендовать на более высокое положение. Зато люди привыкли считать, что государство им должно – должно помочь, должно обеспечить.

- Год назад в интервью Вы говорили, что Внешпромбанк делает ставку на региональную экспансию – она по-прежнему актуальна?
- Создание филиальной сети – это действительно один из приоритетов нашей стратегии развития. Но термин «экспансия» я бы употреблять не стала. Мы не захватываем регионы, а пытаемся работать там, где ощущаем интерес к нашим услугам, стараемся помочь в силу своей компетенции. У нас уже более 60 подразделений по всей стране, практически все открылись в последние три – четыре года. В первую очередь мы стараемся работать в городах-миллионниках, крупных региональных центрах, в которых представлены компании нефтяной, газовой, угольной отраслей, словом, предприятия добывающей промышленности. В прошлом году мы запустили около 20 новых «точек». До конца 2012 года планируется создать еще 15, с начала года начали работать уже две из них - дополнительный офис в Нижневартовске и филиал в Томске. 
Самые высокие объемы кредитования остаются в Москве. Но по мере роста территориального представительства Внешпромбанка и активизации деятельности отдельных филиалов наблюдается определенная положительная динамика в вопросе региональной диверсификации кредитного портфеля. Особенно это заметно на примере программ кредитования субъектов МСП, в которых Внешпромбанк с недавнего времени принимает непосредственное активное участие. Например, на конец 2011 г. денежные средства по этой программе в сотрудничестве с МСП Банком (бывший РосБР) были выданы в восьми регионах страны: в Калининградской Саратовской, Тульской, Ростовской, Архангельской областях, в Краснодарской крае, республиках Татарстан и Башкортостан. Наибольший объем кредитования пришелся на Архангельскую, Тульскую и Ростовскую области.
Сегодня невозможно сказать, что деньги сосредоточены только в столицах. Я считаю, что если люди работают - то появляются перспективы, возникают новые возможности для развития, появляются и средства на это развитие. Будь то Москва или другой город. В регионах тоже ситуация меняется. Посмотрите на Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Томск, Волгоград…Не обязательно жить в Москве, чтобы развиваться, чтобы менять условия жизни. Всё зависит от нас, от людей.

- Как позиционирует себя Внешпромбанк на российском рынке банковских услуг, где конкуренция довольно сильна?
- Наш банк – это универсальный институт по оказанию различного рода финансовых услуг. Мы можем не только обслуживать счет юридического или физического лица, мы можем от его имени и для него покупать ценные бумаги или золото, предоставлять любые другие услуги. То есть клиент может получить у нас сервис самого высокого уровня – это во-первых, ну, а во-вторых, мы, как любой банк, покупаем и продаем деньги.
Значительный сегмент наших услуг составляет работа с корпоративными клиентами. За последние три года кредитный портфель Внешпромбанка поступательно увеличивался, при этом неизменно сохраняя долю в общей структуре активов Банка в пределах 50-60%. В абсолютных числах это увеличение составило примерно 30 млрд рублей, благодаря чему на начало 2012 г. общий объем кредитного портфеля составил почти 50 млрд рублей, а это в 2,5 раза больше, чем в начале кризисного 2009 года.
Кроме того, концепция развития нашего банка подразумевает активное развитие прайвет-бэнкинга – это особый сегмент банковских услуг, связанный с личными финансами очень обеспеченных людей. За последние годы нам удалось сделать существенный шаг вперед в первую очередь в области качества оказываемых услуг, которые сочетают в себе не только сугубо финансовые услуги, но и весь спектр повседневных задач, так или иначе встающих перед состоятельными клиентами.

- Лариса Ивановна, дайте, пожалуйста, профессиональный совет как банкир с огромным опытом – во что сегодня выгоднее всего вкладывать средства?
- Сложно дать универсальный совет, потому что долгосрочные прогнозы не всегда оправдываются. Наверное, по-прежнему стоит делить сбережения и хранить их в трех разных валютах. Кто-то вкладывает в ценные бумаги, а кто-то, скажем, в бриллианты, которые приносят доход в 12-14% годовых. Произведения искусства могут дать и до 30% - но для этого надо быть тонким ценителем или хорошо разбирающимся в предмете специалистом.

- Знаю, что Вы сама серьезный ценитель искусства, интересуетесь живописью?
- Это мое хобби. Я интересуюсь искусством, но сказать, что являюсь большим специалистом, не могу. Искусство - это очень серьезно. Да, есть картины, которые меня восхищают, я бы очень хотела их иметь у себя, но понимаю, что это вещи для меня неподъемные. 

- Как Вы любите проводить свободное время?
- Путешествую. После Нового года удалось побывать на Мальдивах. Люблю читать, когда есть свободное время. Газеты читаю по дороге на работу, в машине. Люблю хорошую музыку. Люблю оперу, балет. Стараюсь, насколько могу, не пропускать премьеры.

Ольга Ионова

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.