ОКСАНА ДМИТРИЕВА: «ПОЛИТИК ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ»

Доктор экономических наук, экс-министр труда и социальной защиты, депутат государственной думы, член Комитета по бюджету и налогам. На ее счету более тридцати федеральных законов... Оксана Дмитриева знает о женском лидерстве практически все. 
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Оксана Генриховна Дмитриева, родилась в Ленинграде, в 1980 году закончила Ленинградский финансово-экономический институт, доктор экономических наук, в 1993 году избрана депутатом Государственной Думы РФ первого созыва, возглавляла подкомитет Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, в 1998г. (с апреля по сентябрь) — Министр труда и социального развития РФ. С октября 1998г. по декабрь 1999г. работала в Санкт- Петербургском Госуниверситете экономики и финансов на должности профессора кафедры экономической теории и мировой экономики. В 1999г избирается депутатом Госдумы РФ третьего и в 2003 г. четвертого созывов, член Комитета по бюджету и налогам.
Оксана Генриховна, Вас знают как политического и общественного деятеля, Вы были министром труда и социальной защиты РФ. Легко ли женщине делать политическую карьеру?
— До политической карьеры я делала научную, в 34 года уже была доктором наук. Могу сказать, что научный рост зависит исключительно от твоих способностей. Случай, конечно, тоже играет свою роль. Как у геологов: один талантливый, просто роет не там, а другой, может, менее талантлив, но копает в нужном месте и что-то находит… Но в целом у науки объективные критерии оценки специалиста.
В политике же многое решает случай. Ты можешь быть очень талантлив, и как государственный деятель, и как политический. Может быть, именно тебя ждет Россия, но… Не складывается, потому что ты оказался не в той политической партии, не в том месте, не в то время. Многое зависит от того, к какой команде ты принадлежишь, и немногое — от твоих профессиональных качеств. Здесь одинаково трудно и мужчинам и женщинам. 
В целом, женщинам где-то сложнее, где-то легче. При равных силах всегда выбирают мужчину, как избиратели, так и бюрократы. Женщине, чтобы избрали ее, нужно в чем-то превосходить остальных. Но с другой стороны, женщин меньше в политике, и на них сосредоточено больше внимания — это плюс.
- Если многое зависит от случая, считаете ли Вы, что Вам повезло?
— Не могу сказать, что мне повезло, я не очень удовлетворена тем, как складывается моя политическая карьера. Мои возможности используются процентов на 10 — не больше. 
Но попасть в политику мне было достаточно легко. Меня туда пригласил Юрий Болдырев, один из основателей блока «Явлинский, Болдырев, Лукин». Будучи специалистом в области региональной экономики, я консультировала его по некоторым вопросам и, когда он оказался у руля, то пригласил меня в список специалистов Санкт-Петербурга. «Яблочная» программа совпадала с моей позицией экономиста: реформы были необходимы, но иные, чем реформы Гайдара, Чубайса… 
- А когда в 98 году, после отставки, вернулись в Университет, как Вас приняли?
— Я была министром правительства Кириенко и, когда его отправили в отставку, еще месяц проработала, пока не пришел новый министр и не назначил новое правительство. Тогда я и вернулась в университет.
Хорошо приняли. Как блудного сына, который связался с нехорошей компанией, занимался непонятно чем, и вот, наконец, одумался и вернулся родные пенаты. 
Преподавала я недолго: у меня был спецкурс и аспиранты. У них, кстати, были темы, очень близкие мне: один писал про малый бизнес, сделал очень интересное исследование по административным барьерам. Аспиранты — это локомотивы науки, с ними очень интересно. Если, конечно, они работают. 
- Вам приходилось сталкивались с дискриминацией?
— Чем больше в нашей жизни реанимируется серости , тем больше дискриминации. В условиях отсутствия демократии это необратимый процесс. Ограничение демократии всегда порождает какую-либо дискриминацию. Мне кажется, что сейчас дискриминируются профессионализм, преданность государственным интересам и соответственно, политики, у которых есть эти качества. 
Я лично сталкивалась, но не с дискриминацией по половому признаку. Я, как все другие представители оппозиции, безусловно испытываю дискриминацию и в Государственной Думе (поскольку мы в абсолютном меньшинстве. А то, что я женщина, здесь совершенно ни при чем. 
- А как считает муж? Вообще, как уживаются два политика в одной семье?
— Легко уживаются. Было бы хуже, если бы у нас не совпадали политические взгляды, но они совпадают. Мы с мужем поженились, когда уже оба занимались политикой. Муж ничего иного не видел, поэтому не считает, что моя карьера делается в ущерб семье. 
И сын у нас родился, когда я была депутатом. Сейчас ему уже больше 10 лет. Все его друзья из семей среднего класса, где родители тоже очень много работают. Поэтому Митя не чувствует себя более обделенным родительским вниманием, чем остальные дети. 
Проблема «родительского времени» не нова, но есть отпуска, есть выходные. К тому же, как выяснилось, ребенок воспитывается на личном примере. Я никогда не старалась сделать сына таким сверхответственным, какой он сейчас. Между тем, попытка отговорить его делать какие-то уроки… 
- Отговорить?
— Да, мне кажется, им слишком много задают. Отговариваю, а он все равно делает, хотя я никогда его этому не учила.
- Значит «родительское время» найти удается? А как отдыхаете?
— Мы много занимаемся спортом, очень любим беговые лыжи, плавать я могу по несколько часов подряд. Если погода не располагает, ходим в театры, музеи. Последний раз ходили на «Недоросля» в Малом театре. Хорошо, все слышно. Сейчас же теряется актерская школа, сидя в партере можно не услышать, что говорят на сцене. А в Малом была прекрасная постановка, отличная традиционная актерская игра, детям очень понравилось.
Музеи, выставки, сама очень люблю. Я в аспирантские годы была нештатным гидом-переводчиком в Санкт-Петербурге. Работала по месяцу в год, во время каникул. Это ведь была возможность и сохранить язык в годы, и поездить по стране. в годы «железного занавеса». Так что у меня осталась дополнительная специальность, вроде хобби. Когда приезжали туристы, мы водили их по всем основным объектам: Эрмитаж, Русский музей, Петродворец. Не могу сказать, что так уж все глубоко все знаю, как профессиональный искусствовед, но общее представление имею. Я сейчас на глаз могу определить школу, век, год постройки, начиная с XVlll века — более ранние вещи для меня сложнее. 
- Сын хочет быть «Как мама»?
— Однажды посмотрел какую-то передачу и сказал:
— Ума у меня вполне достаточно.
— Для кого? — спрашиваю.
— Для президента. Опыта только маловато.
На самом деле, он еще такой маленький. То хотел быть профессиональным баскетболистом, теперь думает, что будет ученым… Только с областью пока не определился. В 10 лет это сложно, если ты не Моцарт. Пока он участвует в олимпиадах по математике, увлекается историей…
- А Вы сами? Немногие дети хотят стать политиками…
— Я в детстве всегда говорила, что буду министром иностранных дел. Потому что других министров мы тогда не знали. Был генеральный секретарь и министр иностранных дел. Мне хотелось быть министром. 
- Что Вы читаете?
— Читаю исторические книги, которые сейчас много публикуются, в частности серия «Жизнь замечательных людей», есть очень интересные работы. Нравится мне историческая публицистика Л.Третьяковой. Она прекрасно воссоздает исторические персонажи «второго эшелона», которые мы знаем разве что по именам. Они проходили фоном рядом с известными историческими личностями. 
Еще классику, и нашу и зарубежную.

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.