И почему армия – не женское дело?

Такое, в общем-то, не редкость – яркие детские впечатления предопределяют дальнейшие поступки человека. А из поступков, как известно, складывается судьба. Вот, и карьера Инны Святенко, талантливого разработчика тренажеров для летчиков, депутата Московской городской Думы в немалой степени формировалась под влиянием генов...

- Инна Юрьевна, согласитесь, всегда любопытно заглянуть в корень того или иного жизненного выбора. После окончания школы вы поступили на факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета. Такое решение было продиктовано любовью к точным наукам?
- Не только. Еще с самого детства мне очень хотелось, чтобы моя будущая профессия была связана со службой в армии. Можно сказать, любовь к армии у меня в крови. Бабушка с дедушкой прошли Финскую и Великую Отечественную войну. Бабушка закончила службу в звании майора медицинской службы, дедушка -подполковник, хирург. Единственным гражданским человеком в нашей семье всегда оставалась мама. Хотя, правильно ли называть жен военных гражданскими людьми, спорный вопрос, ведь они неотступно следуют за мужьями - офицерами. 
Наличие военной кафедры, на которой наравне с мальчиками обучали и девочек, в основном и определило мой выбор учебного заведения, на тот момент такая кафедра была только в МГУ.
- А, что было потом, после получения диплома? 
- Когда по окончании университета пришли распределения, среди них, было и предложение от академии им. Жуковского. Многих пугала перспектива связывать свою жизнь с армией, а для меня это было шансом наконец-то осуществить давнюю мечту. Ведь, еще маленькой девочкой я доставала из шкафа бабушкину форму и примеряла ее на себя. Особенно нравилась ее темно-зеленая гимнастерка. Возможно, тогда это была всего лишь игра или желание походить на человека, которого я очень люблю. Но, с годами детские грезы переросли в нечто большее. Словом, предложение о работе в академии я приняла с готовностью и радостью.


 

- А еще говорят, что армия не женское дело? 
- Это мнение не оправдывает себя. Чем женщина военный экономист хуже, военного экономиста мужчины? Или военного врача? Во время войны и даже в более поздний период, пока не появились современные высокотехнологичные устройства связи, большее предпочтение в армии, например, отдавалось женщинам - радисткам-перехватчицам. Они более усидчивые, более гибко реагируют на ту или иную непредвиденную обстановку. В армии много профессий, где женщины могут применить присущие им навыки и приобретенный опыт. 
- Казалось бы, в вашей жизни все складывалось, как и задумывалось - успешная карьера ученого, преподавателя академии им. Жуковского, военного. И вдруг вы ушли в политику, почему? 
- Начиная с конца 90-х, для российских вооруженных сил, настали тяжелые времена. В такой же ситуации оказалась и военная наука. И в военном учебном заведении, где я работала, это проявлялось очень наглядно. Желающих учиться в академии меньше не стало, конкурсный набор наоборот ужесточился. Но было очевидно – теперь в это престижное учреждение поступают больше не для дальнейшего развития карьеры военного, а для получения хорошего образования. Еще абитуриентами молодые люди обсуждали возможные способы увольнения из армии. Многим тогда казалось, что будущего у военных - нет. 
Когда 1999 году образовалась партия «Единство», и для меня, и для многих моих коллег эта организация стала единственной надеждой на возрождение российских вооруженных сил. Военные не имеют права входить в политические партии и движения, но, они могут принимать в них участие как их сторонники. Среди таких сторонников тогда оказалась и я. Нашей задачей было изучение существующих законов и внесение в них необходимых изменений. Среди нормативных документов, над которыми мы работали, были: закон «О всеобщей воинской обязанности», «О милиции». Экспертные заключения направлялись на рассмотрение в Государственную Думу. За прошедший период моими единомышленниками была проделана огромная работа. Но это только начало. Предстоит приложить еще немало сил по укреплению армии и защите прав военнослужащих.
- Расскажите, пожалуйста, о наиболее удачных проектах, над которыми вам довелось работать уже, занимая должность депутата Московской городской Думы.
- Мне довелось работать над составлением программы «Безопасный двор». Еще несколько лет назад эта идея многим казалась нереальной. А сегодня уже есть ощутимые результаты воплощения этого проекта в жизнь. Камерами видео наблюдения оснащены практически все муниципальные подъезды жилых домов города Москвы. Дополнительная система контроля способствовала значительному улучшению криминальной обстановки. Но, мы пошли еще дальше. Сейчас устанавливается сигнализация на дверях подвалов и чердаков, автоматика помогает следить за состоянием лифтов и газового оборудования. Можно сказать, что наши городские дома уже функционируют по принципу «умного дома», в систему которого включается комплексная безопасность жилого сектора.
Далее в продолжение программы «Безопасный двор» был реализован проект возрождения общественных пунктов охраны порядка. Конечно, эти структуры не могут существовать в том виде, в каком они существовали до перестройки. Именно поэтому был разработан новый закон «Об общественных пунктах охраны порядка г. Москвы». Возрождение этого института позволяет взаимодействовать участковым инспекторам с общественными помощниками. Этот проект я тоже считаю своевременным. 
- Ваши коллеги рассказывают, что вы организованный и обязательный человек. Эти черты характера тоже передались вам от родителей?
- Внутренняя собранность свойственна мне с самого детства. Кроме того, долгие годы службы укрепили это качество. В армии неорганизованным и несобранным людям очень тяжело приходиться. Например, во время учебных тревог. Иногда тревожная сирена звучит неожиданно, и на сборы остается крайне мало времени, а еще и за курсантами надо проследить. Поэтому офицер всегда должен быть готов к действию. Приобретенный в армии опыт очень помогает в повседневной работе.
- Инна Юрьевна, вы имеете несколько государственных наград. Расскажите, за что вы были награждены?
- Все государственные награды были получены во время службы в армии. Две из них - «За безупречную службу», были вручены после 10 и 15 лет непрерывной службы. Медаль «За решение инженерных задач» за разработку и внедрение учебных тренажеров для МИГ- 29. Медаль «За боевое содружество» - за успешную подготовку студентов иностранцев. В академии обучаются не только российские, но и иностранные граждане. Я вела группу, в которой обучались граждане Монголии. Заниматься с ними было сложно из-за языкового барьера. Благодаря их усидчивости и стремлению к знаниям, они успешно сдавали экзамены. 
На депутатской должности я была награждена серебряным орденом II степени «За проведенную общественную работу». Это не государственная награда, но всегда приятно, когда твой труд оценивают по достоинству.


 

- Ваше хобби неординарно для женщины – пилотирование самолета. Когда вы впервые сели за штурвал? Какие чувства при этом испытали?
- Опыт пилотирования помогла приобрести моя профессия. Получив задание разработать тренажер по выполнению фигур высшего пилотажа, я должна была сама прочувствовать все, что могут испытывать летчики в полете. Как показывает практика, катастрофы в воздухе происходят из-за неподготовленности пилотов к неожиданным ситуациям. 
Сначала я отрабатывала полеты на уже существующих тренажерах. После этого попросила направить меня в ДОСААФ. Самый первый полет протекал на малой высоте – всего 300-400 метров. С этой высоты хорошо видно землю, дома, купола церквей. Впечатления от увиденного вдруг простора были необычайно яркие и незабываемые. 
А два года назад мне предложили полетать на вертолете. Если самолет может двигаться только по определенной траектории, то вертолет дает полное ощущение свободы полета. Он может мгновенно спускаться вниз и взмывать вверх. Управляя им, чувствуешь себя птицей. После этого у меня появилась мечта, как только появится больше свободного времени, хочу, как следует, освоить технику управления вертолетом.
- У вас две очаровательные дочки, А, недаром говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. Им передалась ваша любовь к небу?
- Старшая дочь уже испытала ощущение полета. Правда, произошло это в тайне от меня. Мой муж профессиональный летчик, и она уговорила папу отвезти ее на аэродром. Мне же они сказали, что поехали на пикник. И, все-таки, когда они вернулись домой, по блестящим глазам дочки я сразу все поняла. Вечером спросила ее: «На какой высоте вы летали?» - «Мамочка на 400-х метрах, все в порядке». Дочери тогда было 12 лет, и, конечно, мужу досталось. На что он сказал: «На себя посмотри». На это трудно было что-то возразить, дети - точная копия своих родителей.
- Инна Юрьевна, а вам хотелось бы, чтобы ваши дочери перехватили эстафету и продолжили военную династию?
- Девочки выросли среди военных, им понятны цели и задачи этой профессии. Они знают основной уклад работы и жизни военнослужащих, поэтому им будет нетрудно развиваться в этой сфере. Старшая дочь, как мне кажется, все-таки, выберет военную профессию. А младшая, скорее всего, станет юристом. Она любит приходить ко мне на работу, как она сама говорит, «писать законы». Как и мои родители, которые до сих пор помогают мне, я буду поддерживать дочерей, какую бы специальность они ни выбрали. Настаивать на чем-то своем не буду, определить свое будущее они должны самостоятельно.

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.