Аргентинское танго как язык делового общения

– Так, милые дамы! А теперь каждая из вас пусть выберет мужчину, с кем труднее всего общаться, завяжет ему глаза и ведет в горы, во-он к той вершине!..
Это не операция по ликвидации недругов. И не съемка кинофильма. Это туристический поход в горах Приэльбрусья, в котором участники должны были пройти полосу эмоциональных препятствий, освободив себя от эмоций неприязни или страха. И ведь что интересно! Ведешь ты этого недруга по горным тропам с завязанными глазами, понимаешь, что он сейчас целиком в твоей власти, и тут бы тебе помочь ему оступиться, упасть… Ан нет… И едва он снимает повязку с глаз, ты почти любишь этого неприятного человека, потому что помогла ему пройти горные кручи, сделала его сильнее, став мудрее и сильнее сама…
Но это экстрим – психотренинг на высокогорье. Есть куда более эстетичный метод развития личностного, делового общения – аргентинское танго.

– В одном крупном банке с приходом нового руководства на 70% поменялись топ-менеджеры, – рассказывает Валерия Устинова, Генеральный директор Центра «Мир диалога», преподаватель спецкурсов в МГУ и на программе Executive MBA в Высшей школе финансового менеджмента. – В коллективе возникло напряжение: у людей не было кредита доверия к новым руководителям отделов, департаментов, потому что каждый человек, обуреваемый страхами, невольно придумал себе картину, не соответствующую действительности. Такая команда не могла быть эффективной, и чтобы не пострадало дело, меня пригласили провести 2-дневный семинар по ресурсам межличностного общения.
На помощь пришел танец. Любопытно, что у разных народов танец являет собой хоровод, круг. Здесь заложен глубокий психотерапевтический смысл: «я – часть всех, все – часть меня». В танцевальном кругу люди находят некий кредит доверия. Положив руки на плечи рядом стоящих, каждый «делегирует» часть ответственности на уровне координации своего тела. И если один человек излишне напряжен, неустойчив, недоверчив, он размыкает руки, и круг рвется. Если рассматривать танец как метафору, то можно сказать: когда в коллективе двое не могут договориться, плохо бывает всем. Если же в танце удалось снять психологические барьеры, если человек сумел доверить свой вес партнеру (причем на большой скорости кругового движения), он и в реальной жизни снял установку против него. Иными словами, внутренний конфликт оказался исчерпанным до того, как мог разгореться. В итоге – после такого семинара – выиграл и банк, и каждый его сотрудник.
По большому счету, танец – это работа с бессознательным. Ведь порой непросто заставить себя полюбить и уважать другого человека. Нужно провести вместе время, в котором двое друг другу необходимы. 
В издательском доме «Коммерсант» с момента открытия работал бассейн – люди здесь снимали напряжение, общались. Умно поступают руководители, которые сочетают напряженный труд с активным совместным времяпрепровождением сотрудников. Кстати, этим славилась пифагорейская школа, где ученики не только занимались наукой, но и много пели хором, а пение как нельзя лучше гармонизирует сознание. Не случайно в наукоградах – в Дубне, Долгопрудном, Жуковском были хоры физиков. Почему? Потому что человек в хоре не может петь фальшиво и говорить: «Я так понимаю музыку». Человек в хоре должен включать ансамблевое мышление – сливаться с гармонией целого! А уже совокупное гармонизированное сознание направляется на рабочую сферу и получается высокий результат.
– Хор, народный танец – это гармония, единение, они дают уверенность в себе и чувство опоры. Но почему именно аргентинское танго Вы считаете языком делового общения? 
– Этот танец содержит в себе идею диалога, идею баланса, идею права на проявление и отражение спонтанных реакций другого. В аргентинском танго нет строго определенных движений, каждое последующее рождается из предыдущего. То есть партнеры вольны в выборе, но без понимания языка тела друг друга не смогут гармонично двигаться. В танго всегда ведущим является мужчина, каждое его движение становится движением партнерши. Если она «зажата», она не сможет быть гармонично и красиво ведомой, она будет невольно сопротивляться, и контакта не получится. Ни в танце, ни в реальной жизни. 
В Гарвардской программе одни из самых популярных курсов – лепка, хор, актерское мастерство и танец. Лепка через напряжение пальцев рук активизирует работу мозга, хор дает ощущение гармонии, актерское мастерство вырабатывает в человеке гибкость, танец как форма установки себя, пластическая, телесная метафора, помогает осознать, что «зашито» в теле человека и что им управляет. По большому счету, танец – один из этапов подготовки лидеров, стратегия построения бизнеса. 
Моя задача не в том, чтобы на семинарах научить людей танцевать аргентинское танго, а в том, чтобы помочь им выявить и снять непродуктивные напряжения, понять самих себя. Нередко после занятий люди приходят к выводу, что у них иной путь, что бизнес им лучше вести самостоятельно или, напротив, только с собственным мужем (женой). Так что танго – больше, чем танец. Кстати, эти семинары я веду с одним из лучших преподавателей аргентинского танго в России – Александром Вистгофом.
– Вы выступаете с еще одной, не менее любопытной теорией – звукотерапии. Для чего нужна работа с голосом на Ваших семинарах?
– Для раскрытия потенциала личности. Ведь если человек лидер по природе, но не владеет искусством убеждения, не имеет инструмента коммуникации, он не сможет донести до других свои идеи. Его богатое содержание останется с ним. Знаете ли Вы, что в советское время искусство убеждения через голос находилось в 4 закрытых сегментах? Этому обучали актеров, разведчиков, священников и учащихся Высшей партшколы. А логику, эстетику и риторику Владимир Ильич после революции отменил в учебных заведениях: искусством мыслить и убеждать аудиторию народ владеть был не должен. 
Понимаете теперь значимость – политическую и личностную – навыков владения голосом и ораторского искусства? Необходимо помочь людям разговаривать голосом силы, быть убедительными освободиться от «зажимов», не потеряв лица, давать отпор.
– А Вы сами, Валерия, в состоянии справиться с любой ситуацией?
– У меня была хорошая домашняя школа. К маме, фармацевту, днем и ночью приходили люди за советом и помощью. И это было примером адресной, лаконичной и очень ответственной коммуникации. 
А мой папа - летчик, красавец, лучший танцор Крыма, чемпион России по конькам! Представляете, что это такое! Папин авторитет был недосягаем! Субботний завтрак у нас начинался с папиного вопроса: как называется столица Мадагаскара или кто такой Юмжагийн Цеденбал или Густав Гусак. Не знать этого было позором! Сейчас меня разбуди ночью, и я скажу: Антананариву! 
Я живой человек, меня тоже можно «достать». Знаете, греки называли варварами всех, кто управляем страстями. Для свободного грека было важно умение с детства владеть эмоциями, не быть подчиненным страстям. Этой задаче подчинена вся программа, которую я провожу на Кипре, в пространстве античного театра Курион. Здесь можно услышать свой собственный голос таким, каким его еще не знали. Этот удивительный акустический эффект дает античная сцена. Кстати, в античной Греции был такой исторический период, когда только тот, кто просмотрел все спектакли на Великих и Малых Дионисиях, мог называться гражданином, так как он считался очищенным. Это место Силы, побывать здесь мечтают актеры всего мира. И тренинг здесь особенно результативен.
– Валерия, а какой волной Вас, актрису, вынесло на этот психотерапевтический «берег»?
– Волной перестройки. Я играла в театре Моссовета, снималась в кино, выиграла огромный европейский кастинг и сыграла Мэрилин Монро в ретро-шоу на ведущем ТВ-канале Турции. Но потом грянула перестройка, и я, чтобы выжить, стала помогать мужу-художнику продавать его картины. А потом в моей жизни появился учитель – Вячеслав Сергеевич Дудченко, мега-консультант, он пригласил меня в свою команду. Мне посчастливилось работать с выдающимися людьми, поэтому я должна поддерживать этот высокий уровень. 
Недавно я открыла для себя еще один ресурс: мне довелось провести несколько индивидуальных консультаций перед премьерой в театре «Ла Скала», и я поняла, что имели в виду древние греки, когда говорили о музыке небесных сфер. Когда после спектакля я вышла на улицу, у меня было ощущение, что невозможно войти ни в один музей, ни в один магазин, ни в одно место массового скопления народа. У меня в душе было нечто, что не хотелось расплескать. После таких контактов начинаешь выбрасывать из своей жизни ненужное, а высвобождающееся пространство заполнять более значимыми вещами.

Беседовала Елена Саркисова 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.