В свете рубиновых звезд

 … И все-таки «звездность» сопровождает ее всю жизнь. Ведь помимо известной всему миру фамилии отца – первого космонавта планеты Юрия Гагарина, досталась в наследство Елене Юрьевне и его обаятельнейшая улыбка, покорившая весь мир, и гагаринские ямочки на щеках.
Помимо внешнего сходства, как говорят, ей передались целеустремленность и собранность, хотя, по ее замечанию, не в полном объеме, поскольку «отец был фантастически работоспособный». Да и жизненный путь она выбрала свой. Несмотря на детство, проведенное в Звездном, она не увлеклась ни процессом познания Вселенной, ни стремлением покорять бескрайние звездные просторы. Ей всегда нравились занятия тихие, кабинетные: вызывали интерес история и культура, потому и выбор искусствоведческого факультета МГУ был естественным и осознанным. После университета была долгая работа в Пушкинском музее, диссертация по английской гравюре XVIII века, а в 2001 году, как раз через 40 лет после полета отца, в День космонавтики – 12 апреля – ей предложили возглавить комплекс музеев Кремля. 
Профессия – директор
– Елена Юрьевна, это все-таки был переломный момент в жизни, ведь если до этого Вы были в основном ученым, то теперь – административный работник, приходится заниматься и хозяйственными, и строительными вопросами…
– Про это и не напоминайте. Я, безусловно, контролирую весь процесс реставрации и строительства, принимаю в нем активное участие. Правда, в этом мне помогают мои заместители. На территории Кремля такие работы проводить весьма проблематично. Даже чтобы простые строительные леса поставить, нужно пройти множество согласований. Часто реально оценить «масштаб бедствия» сложно. Например, при планировании работ на колокольне первоначально считалось, что золочение купола утрачено на 30%, а когда мы смогли подняться наверх, оказалось, что реставрировать придется весь.
– Имеется в виду купол колокольни Ивана Великого, которая сейчас готовится к открытию?
– Да, в 2008 году она примет первых посетителей. Сейчас там завершились очень сложные реставрационные работы, которые потребовали от нас мобилизации всех сил. Им предшествовали серьезные исследования, а сегодня мы приступаем к созданию в колокольне новой музейной экспозиции «Архитектурная история Московского Кремля». 
Работают сейчас реставраторы в Благовещенском соборе и в Архангельском, где расположен некрополь с останками русских цариц. Захоронение было перенесено туда после того, как в 1929 году разрушили Вознесенский монастырь. В Благовещенском соборе в процессе реставрации был раскрыт уровень нижней площадки с круглыми столбами, несшими перекрытие над лестницей, и белокаменные блоки частично срубленного по толщине парапета первоначальной лестницы. Все выявленные элементы старой лестницы подлежат консервации и частичному воссозданию для организации их экспозиционного показа. 
Новые технологии
– Новые технологии активно входят даже в музейную жизнь… Как это коснулось вас?
– Мы одними из первых в стране создали электронную базу данных музея. Финансовую поддержку проекта осуществило Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Кроме того, у нас есть и постоянные партнеры, которые помогают на протяжении нескольких лет: Газпромбанк, Росбанк, ЛУКОЙЛ, Алроса, Дойче Банк. Они поддерживают нашу издательскую деятельность, выставочные проекты в России и за рубежом, реставрацию и, конечно, проекты в области информационных технологий. Однако часть средств мы зарабатываем сами. Скажем, на реставрацию мы тратим немалую долю наших доходов, вырученных от продажи билетов и экскурсионного обслуживания.
Что касается внедрения новых технологий, совместно с Hewlett-Packard мы ведем серьезную работу по оснащению залов Оружейной палаты электронными гидами. Это очень удобно и поможет нашим посетителям получать именно ту информацию, которая была бы им наиболее интересна и полезна в формате индивидуальной тематической экскурсии.
Обмены экспозициями
– Выставки за рубежом – это большая часть работы?
– Я бы не сказала, что это основное направление деятельности, все-таки главное – это сохранение наших памятников, коллекции. Но выставки – это тоже важная составляющая нашей работы. Сейчас мы готовим экспозицию из Токийского национального музея – она откроется в 2008 г. и будет посвящена времени правления Сегунов. Там будет все, начиная от оружия, доспехов и заканчивая предметами чайной церемонии, каллиграфии – целый ряд вещей, имеющих ранг «Национальное сокровище». Дело в том, что понятие «сокровище» у разных народов отлично. Если у нас – это драгоценности, золото, то в Китае и Японии это может быть фарфоровая чашка, или свиток, или костяная палочка для чайной церемонии.
У нас прошла целая серия выставок, посвященная взаимоотношениям с различными государствами в разное время, серия по обмену царскими, императорскими и королевскими сокровищами европейских государств. В 2004 г. состоялась замечательная выставка из Лувра, потом была кунсткамера Габсбургов из Вены, коллекция драгоценностей из Дрездена. 
Еще в планах экспозиция из Англии «Мода ушедших времен с берегов туманного Альбиона» и еще много всего интересного.
– В одном из интервью Вы говорили, что заполучить действительно ценные экспонаты порой бывает крайне сложно, приходится идти на обмен. Какие экспонаты Кремля пользуются популярностью за рубежом?
– Знаете, есть целый ряд экспонатов, которые постоянно просят, но мы их не вывозим. Это государственные регалии: короны, троны и т.д. Есть много и других экспонатов, которые пользуются спросом, но мы их не выдаем вовсе или выдаем редко, по вопросам сохранности.
– А лично у Вас есть какие-то любимые экспонаты?
– Ну, например, некоторые старые шлемы, боевое оружие, восточное оружие, сакосы…Но выбирать сложно, все наши экспонаты интересны по своему.
– Кремль считается в стране самым посещаемым музеем. Сколько туристов проходит за год?
– Примерно один миллион шестьсот тысяч человек. Самая большая нагрузка приходится на летние месяцы, зимой поспокойнее. 
«Звездный» след
– Вы родились в известной семье. Как это отражается на Вашей жизни? Это раньше публичность не мешала жить, а сейчас…
– Почему раньше не мешала? Например, когда отец выходил из дома, то к нему постоянно подходили люди, говорили в основном «спасибо» и разные хорошие слова – но все равно сложно быть публичным человеком.
– Вы всегда в отличной форме. Наверное, спорт, диеты присутствуют в жизни?
– Постоянно спортом не занимаюсь, а диеты – как же без них? Вспомните, как только началась перестройка и еда стала доступна – как все «поползли»? Это теперь уже и на приеме позволяют себе только листик салата съесть и бокал красного вина выпить. Так что самая главная диета – не есть после семи.
– Какая сила воли!.. А досуг бывает у госпожи директора? Детективы Вы, скорее всего, не читаете.
– Нет, конечно. Вот недавно прочитала книгу Елены Костюкович «Еда – итальянское счастье». О кулинарных традициях Италии и не только.
– Вы любите готовить? 
– Люблю. Но только до семи вечера!.. Люблю театр, хожу часто. Последний спектакль – табаковскую «Женитьбу Белугина» – смотрела с большим удовольствием. 
– Ваша дочь учится на историческом факультете МГУ. Это был ее выбор? У Вас не было планов, как это сейчас модно, направить ребенка учиться за границу?
– Конечно, это был ее выбор. Родителей чтить надо, но выбор делать стоит свой. По поводу заграницы у меня нет предубеждения. Все зависит от того, где ты потом жить собираешься. У нас – так и учись здесь. К тому же, если она захочет продолжить обучение за рубежом, это теперь вполне доступно.
– Есть ли идеал женщины, на которую хотели бы быть похожи?
– Пожалуй, нет. 
Что ж, приезжать каждый день на работу в этот кабинет в Кремле, заниматься любимым делом, да еще и руководить самым посещаемым музеем – о чем еще можно мечтать?

Ольга Матвеева

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.