«GALA» - волшебство высокой пробы

В среде ювелиров, знатоков и ценителей имя Галины Коняевой хорошо известно. Каждое украшение, созданное руками мастера, – маленький шедевр, произведение искусства, красоту которого сложно передать словами. Мы предложили Галине поделиться с нашими читателями своими размышлениями о творчестве, стиле и о том, как детские мечты могут стать судьбой.

                                   Визитная карточка
Галина Коняева - ювелир, создатель творческой мастерской «Гала». Член творческого Союза художников России и международной федерации художников, член Союза дизайнеров РФ, лауреат премии министерства культуры РФ. Ее работы можно увидеть в каталогах «Современное искусство России», «Москва», «Самоцветы России», «Симфония самоцветов»… Изделия Галины находятся в частных коллекциях в России, Канаде, Португалии…


Начало
Когда мне было шесть лет, мы с родителями жили в Ленинграде и часто ходили по музеям. Наверное, все началось с того самого первого впечатления, которое произвел на меня небольшой букетик из драгоценных камней, увиденный на экспозиции Алмазного фонда. Изящные цветы, блеск и мерцание камней заворожили мое воображение. Но удивила меня не только их красота. Неужели такое чудо – творение человеческих рук? Это казалось совершенно невероятным. Ответ на этот вопрос превратился в дело всей моей жизни.
Мне хотелось увидеть как можно больше чудес, подобных тому, которое так очаровало меня на той выставке. Я попросила маму отвести меня в ювелирный магазин, но была совершенно разочарована увиденным там – витрины поразили каким-то синтетически-рубиновым равнодушием.

Позже мы с соседскими мальчишками плели из цветной проволоки брелки, перстни. Поджигали полиэтиленовый пакет и капали в ложку, а когда он застывал, раскаленным гвоздиком прожигали дырочку и процарапывали рисунок. Получался черно-коричневый кулон каплевидной формы. Особенным удовольствием было раздаривать эти творения. Они пользовались большим успехом, потому что мало кто умел делать подобное.
Как-то мне попалась книга «Прекрасное своими руками», которая открыла мне, сколько удивительных вещей можно создать самому. По этой книге я освоила макраме, батик, вышивку и плетение бисером, а потом и гравировку, чеканку, микролитье, травление и другие технологии, многие из которых я использую и сегодня. А рисовать для меня всегда было также естественно, как дышать.
Дороги, которые нас выбирают
Я думаю, что у каждого человека есть своя дорога, предназначение или задача, которые он должен пройти и выполнить. Если человек уклоняется от своего пути, то судьба возвращает его в свое русло.
Однажды мы поспорили с подругами, что я без подготовки сдам экзамены в 9-й класс физико-математической школы. Программа там была шире общеобразовательной, но папа работал преподавателем физики, мама -
химик и программист, полный дом технической литературы, которую я читала вместе с художественной. Меня зачислили. Кстати, именно в этой школе я познакомилась с мужем (мы с ним бывшие одноклассники).
Получив аттестат, поступила в университет на прикладную математику, а параллельно окончила факультет психологии. В работе мне это очень пригодилось: технический склад ума помогает при изготовлении изделий, а образование психолога - тоньше чувствовать заказчика, даже когда он сам не может сформулировать, чего хочет.
Пять лет, проведенные с мужем в Германии, открыли доступ к показам высокой моды лучших мировых домов - Кристиан Диор, Пако Рабан… Под их влиянием я начала изучать историю костюма, современный дизайн. И это тоже пригодилось мне в будущем.
Золотые нити
В 90-х мы вернулись на родину. Времена были непростые, огромная страна распалась, найти работу было сложно. Мне помог случай. Из Средней Азии приехали мастера-ювелиры. Одноклассник помогал им налаживать оборудование и предложил мне прийти посмотреть, как работают ювелиры. И вот я впервые увидела, как под руками мастера возникает украшение. Плавится и отливается металл, прокатывается
пластина, тянется проволока, гнется, паяется - и из всех этих сложных конструкций рождается тонкая красота. Это сложное, изысканное искусство захватило меня целиком. Интересно было все: от дизайна до технологий. Увлекли минералы, легенды и истории вокруг известных изделий и камней. Так я начала учиться у мастеров.
Теория и практика
Литературы по теории и практике не было почти никакой. Оборудования не достать не только швейцарского, но даже отечественного. Однако работа так захватила меня, что я начала ездить в Москву и буквально по крупицам собирала информацию и инструмент. Обратилась в Учебный центр на бирже труда с просьбой о переобучении. Мне сказали, что таких курсов нет, и пошутили – хотите, мол, создавайте сами. Сказано – сделано. Я нашла единомышленников, и на базе художественного факультета педагогического института мы создали свою программу по обучению ювелирному делу, отправили ее в Москву на согласование. Там наша программа заняла призовое место в конкурсе программ по переобучению безработных. Создали класс, набрали желающих. Почти одновременно с этим меня пригласили на работу в ювелирную мастерскую.
Начались занятия. Но если вы что-то преподаете, то должны не только знать теорию, но и сами владеть мастерством. Поэтому три раза в неделю я преподавала и три раза - работала. Скажем, проходим по теории, как делают замки. Читаешь и тут же пробуешь - как это получится? Очень часто написанное в книгах н
е совпадало с реальным процессом работы над украшением. Зато метод «испытано на себе» дал мне очень глубокое понимание техник ювелирного искусства, значительно ускорил мое обучение.
К сожалению, преподавание и работа в мастерской сильно ограничивали возможности для собственного творчества. Хотя я уже принимала участие в выставках, была принята в творческие союзы художников и дизайнеров. Решение создать свою мастерскую не было спонтанным – это давало мне большую свободу для воплощения собственных идей.
…Сейчас муж ревнует меня к профессии. Ведь любое творчество нельзя ограничить временными рамками – это процесс непрерывный и непредсказуемый. Можно резать салат и вдруг придумать дизайн изделия, пойти его прорисовывать. Наверное, для близких это не слишком удобно, но без таких озарений жизнь стала бы намного скучнее.
Идеи для творчества могут возникнуть где угодно. Я очень люблю путешествовать. Новые культуры, страны, необычная природа – все это отдых и источник вдохновения. Куда бы я ни приехала, мне всегда интересно увидеть ювелирные изделия - современные и старинные. В древних украшениях очень сильно ощущается культура каждого народа, его самобытность. Они лишены сегодняшнего симбиоза, взаимопроникновения, когда в индийских кольцах и кулонах мы видим европейские мотивы, и наоборот.
Любое острое переживание, очарование морем, садом, лесом, цветами может вылиться в свежие линии, в новые образы. Я стараюсь не пропускать цветения подснежников, ландышей, радуюсь встрече с кораллами, рыбками, живущими в теплых морских волнах. Люблю и нашу среднюю полосу с ее лирической, спокойной красотой. Можно увидеть изгиб лозы, сочетание красок заката, нежный цветок и перенести их на изделие, но важнее состояние души, которое дает природа, тогда идеи льются из души легко и непринужденно.
Город дает другое – понимание ритма жизни, современного стиля, желание двигаться вперед, немного приземляет, ставит на ноги. Из этого сочетания и рождаются мои изделия – немного романтики плюс ощущение времени. Добавить к этому коктейлю образ человека, который станет носить украшение, перемешать, уравновесить гармонией, плеснуть волшебства – и вот, пожалуйста, готово.
Ювелирный язык
Стиль - это единство образа, где форма и содержание не противоречат друг другу. С первого взгляда на человека, буквально в течение первых секунд, в нашем подсознании возникает мнение о нем, изменить которое зачастую очень сложно. Взгляд, походка, осанка, десятки мелких нюансов… Одежда, безусловно, - мощное средство создания настроения и воздействия на окружающих. Но умение носить украшения – главный индикатор вкуса и стиля. Это целый язык – богатый и яркий. Хорошо подобранные, они могут превратить обыденный наряд в изысканный и элегантный.  

Удивительно «говорящими» были броши Мадлен Олбрайт. По мнению журнала «Тайм», с их помощью госсекретарь США выражала свои взгляды на ту или иную проблему. Не могу сказать, что г-жа Олбрайт с ее капитолийским стилем, который можно считать апофеозом самоконтроля и конформизма, может служить «иконой стиля», но горячие дискуссии в прессе подтверждают ее виртуозное умение владеть ювелирным
языком.
Например, все мировые информационные агентства отметили, что на переговоры по Ближнему Востоку она приколола на плечо голубка. Свою беспристрастность она выражала брошью в виде Капитолия. Паука надевала, когда хотела кого-то очаровать. Хорошее настроение отражалось брошью в виде воздушного шарика. Следуя совету Мохаммеда Али: «Летай, как бабочка, жаль, как оса», она появлялась с брошью-осой на деловом костюме, а после того как иракская пресса назвала ее змеей, госсекретарь надела брошь в виде питона, вернув агрессию нападающему.
 Для пополнения коллекции г-жи Олбрайт в девяностых годах был создан конкурс, в котором участвовали более 60 художников из 16 стран. Что может более красноречиво говорить о роли ювелирных украшений в имидже?
К сожалению, подлинный талант к завершающим штрихам встречается нечасто.  
Стиль «Неповторимость»
Несмотря на то, что прилавки ювелирных магазинов переполнены, то и дело приходится слышать – «купить нечего». И дело не в привередливости покупателей. Просто продажи рассчитаны на массового покупателя, а яркая личность всегда неуютно чувствует себя в среднестатистических рамках. С другой стороны, легко узнаваемые, широко разрекламированные «брендовые» вещи чаще говорят не о гранях индивидуальности, а об уровне достатка. По-настоящему эксклюзивные украшения , способные выразить неповторимость обладателя, подчеркнуть его особенность, сложно отыскать на прилавках магазинов, даже позиционирующих себя как «элитные».
Мои заказчики эти понимают, именно поэтому они стараются отыскать для себя нечто совсем не тиражированное. Ко мне приходят люди неординарные, как правило, состоявшиеся в профессии, имеющие свое мнение и свой стиль жизни. А я просто помогаю им выразить это ювелирным языком.
Ювелирные изделия не имеют функционального назначения: не греют, не защищают. Они создаются, чтобы украшать, создавать настроение, производить впечатление.
Моя цель - найти и раскрыть изюминку, заложенную в заказчике, донести ту информацию, которую он сам хочет о себе рассказать. В каждом состоявшемся человеке заложена гармония, надо только почувствовать ее и транслировать через изделие.
Чем больше я работаю с камнями, чем больше читаю и узнаю о них, тем больше верю в то, что камни несут сильный заряд положительной энергии.

Для меня очень важно видеть, как меняется взгляд и осанка заказчицы, когда она примеряет готовый заказ, говорит: «Ой! Я даже не ожидала, что так получится!». А еще важно, что люди, которые пришли ко мне пять, десять или пятнадцать лет назад, остаются со мной, возвращаются, делятся своими мыслями и впечатлениями.
Знаете, в раннем детстве я мечтала стать волшебницей - летать и выполнять заветные желания. Наверное, частично я свою мечту все же воплотила. Пусть вместо волшебной палочки у меня напильники, горелка и бормашина, моя профессия – это все-таки часть сказки…

E-mail: galavrn@mail.ru


 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.