Все дело в шляпке

Шляпка для современной женщины давно уже не является обязательным аксессуаром. Но самые стильные дамы и сегодня охотно включают ее в свой гардероб. Творческие натуры и богема всего мира отдавали должное шляпе всегда, признавая за ней некий флер элитарности. А в последние годы и лучшие кутюрье, признанные авторитеты высокой моды, все чаще делают акцент на шляпке, создавая эксклюзивные и элегантные образы.

Родословная шляпы очень ветвиста, обширна и весьма благородна – в том смысле, что идет из глубины веков. На протяжении множества эпох она выполняла не только утилитарную функцию – прикрыть голову от солнца и холода, но и позволяла определить статус владельца. Еще во времена Древнего Египта только фараонам дозволялось украсить себя полосатым тканым головным убором, простолюдины пользовались накладками из тростника.

Ближе к трону – выше конус

В средневековой Европе отношение к шляпам было еще более взыскательным. Практически во всех странах простоволосая женщина воспринималась как вызов обществу, считалась распущенной и недостойной уважения. В Средневековье, когда привычная шитая шапочка стал считаться уделом простолюдинок, у состоятельных дам в моду вошли генины – высокие твердые шляпы в форме конуса. Принято считать, что популярными они стали благодаря Изабелле Баварской, впервые появившейся в таком сооружении на голове в 1395 году. Генин плотно прилегал к голове, так что о прическе можно было не заботиться. Мало того, все волосы с висков и со лба светскими красавицами старательно сбривались, чтобы лоб казался выше и плавно переходил в еще более высокий генин. Чем родовитее  и богаче дама – тем выше конус, у особ голубой крови его высота достигала метра. Такие шляпы украшали орнаментом, меховыми полосками и даже драгоценными камнями. Со временем генин приобрел двурогую форму. Двурогой была и славянская кика, которую носили наравне с однорогой сорокой и кокошником.

В XVXVII веках европейские модницы прельстились новыми формами – беретами, канотье, капорами, широкополыми шляпами из фетра и токами (небольшими, с довольно высокой тульей, без полей). Все эти головные уборы, хоть и декорировались лентами и кружевами, имели довольно лаконичные очертания.

В XVIII веке балом правят высокие парики, шляпы отходят на второй план, хотя соломенные и фетровые головные уборы из обихода все равно не выходят. Но уже в конце столетия интерес к шляпам резко идет по нарастающей – они ощутимо увеличиваются в размерах, поля нередко достигают метра в диаметре. Украшения становятся настолько причудливыми, что нередко превращают шляпу в сложное техническое сооружение. В ход идут уже не просто ленты, перья и тряпичные букетики, теперь дамы носят на шляпе дворцы из папье-маше, корабли (а то и целую флотилию), стада животных и стаи экзотических птиц, а то и вовсе сцены из библейской жизни. Особым шиком считается иметь вмонтированный в эту «сцену» механизм, заставляющий птичек «летать», а зверушек – «бегать». Позволить себе такие изыски, разумеется, могли только очень состоятельные особы, потому что по стоимости эти «зоопарки» приближались к стоимости чугунного моста.

Мантоньерки и баволетки

 И вот, наконец, XIX век - для «шляпной истории» он, без сомнений, стал золотой эпохой. Фасоны шляп менялись с невероятной быстрой - за сезон иной раз появлялось до тридцати новых моделей, предлагаемых лучшими кутюрье и рекламируемых в популярных модных журналах. Мало того, особым шиком считалось фасоном шляпки и способом ее декорирования намекнуть на светские сплетни, громкие театральные премьеры и обсуждаемые в обществе события. Когда в 1787 году газеты сообщили о возможном столкновении земли с падающим небесным телом, множество дам нацепили на шляпы изображение кометы.

Свет словно сошел с ума – шляпа перестала быть просто головным убором или деталью гардероба, ей стало тесно в этом примитивном амплуа. Появилось множество шляпных модисток, мастерских, возникла даже новая профессия – «флеристка», представительницы которой занимались исключительно дизайном украшений для шляпы. Дамы света и полусвета часами готовы были обсуждать длину и цвет мантоньерок (шляпных лент) и баволеток (оборок с тыльной стороны шляпы). Шляпка с этих пор – часть этикета и опознавательный признак того, что перед вами – леди. Отныне дамы могут не снимать головные уборы во время приемов и раутов. В театрах, правда, такая привилегия была лишь у тех, кто мог позволить себе приобрести билеты в ложу, на сидящих в партере она не распространялась – иначе за лесом высоких страусиных перьев и букетов на тульях остальные зрители не смогли бы разглядеть, что происходит на сцене.

К середине столетия шляпки стали постепенно уменьшаться в размерах. Снова в моде шляпы в форме чепцов, капотов, восточных тюрбанов. Очень популярной становится модель «биби» - небольшая шелковая или соломенная шляпка с лентой.

Но уже ближе к концу XIX века поля снова увеличиваются и обильно украшаются искусственными цветочками, кружевными оборками, а то и фигурками змей, лягушек, ящериц, птиц. Ну, и, разумеется, вуаль – из газа или сеточки, не слишком длинная – тоже служит частью декора.

Мечта от «фабрики грез»

В  начале XX века триумфальное шествие шляпы продолжается. Европейские модницы еще сохраняют приверженность цветочным композициям на тульях, размеры которых то угрожающе растут, то вновь уменьшаются. В это время в мире растет интерес к кинематографу. Дамы старательно копируют то, что видят на экране. В 1912 году Голливуд выпустил фильм  «Нью-Йоркская шляпка», в котором бедная девушка (в главной роли - незабвенная  Мэри Пикфорд) не в состоянии купить себе шляпку-мечту с лентами и перьями. Многие из посмотревших эту душещипательную ленту немедленно захотели водрузить на голову такое же великолепие.

К середине второго десятилетия в Европу приходит война, и форма шляпок реагирует на политическую ситуацию – теперь они напоминают каски и шлемы. В первую очередь, это облегающие голову шляпки-клош с небольшими отгибающимися полями. Украшались они довольно лаконично – вуалеткой, лентой, небольшими перышками или бутоньерками. Популярны также канотье и плоские, словно приплюснутые шляпки в виде тарелки.


 

В 30-годы Грета Гарбо ввела моду на шляпу-таблетку, которая крепилась к локонам специальными булавками. Иконой стиля стала для многих и другая ценительница шляп – Марлен Дитрих…

В годы Второй мировой шляпки остаются очень сдержанными, довольно миниатюрными, часто – сделанными из подручных средств. Хотя все чаще дамы и вовсе обходятся без них.

В 60-е годы новую волну интереса к «таблеткам» вызвала Жаклин Кеннеди. Затем все восхищались шляпками Леди Дианы… Но надо признать, в целом интерес к шляпам, увы, идет на убыль…

Женственность плюс харизма

Шляпа – давно уже не предмет первой необходимости, но все же, все же… Самые яркие и стильные, самые харизматичные дамы и сейчас охотно дополняют свой образ оригинальной шляпой. Европейские, американские и российские знаменитости нередко появляются на приемах и фестивалях в классических и совершенно уникальных шляпках. Примеров тому – множество: Анджелина Джоли, Сара Джессика Паркер, Алла Пугачева, Барбра Стрейзанд, Инна Чурикова, Изабель Аджани, Рената Литвинова… Если продолжать, список получится весьма внушительный. И, надо заметить, все эти дамы давно доказали, что знают, что такое – быть стильной.

Завершая «шляпный обзор», нельзя отдельно не сказать о традициях английского королевского двора. Вот уж кто знает толк в шляпах! На крупные семейные торжества, приемы и, разумеется, конные скачки все члены королевской семьи и все придворные традиционно надевают свои лучшие шляпки, модели которых обсуждаются и придумываются задолго до праздника. И каждое такое событие собирает множество откликов, общество активно обсуждает фасоны головных уборов всех участников действа. Скачки в Аскоте – просто пиршество идей и креатива для шляпоманов! А количество таких ценителей, отмечают эксперты моды, снова неумолимо растет. Возможно, XXI век станет для шляпки эпохой Ренессанса…

 

 

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.