Искусство дарения не терпит суеты. Фонд № 1

Как у всех руководителей стран с давними дипломатическими традициями, у российского Президента есть свой фонд подарков, которым ведает протокольно-организационное управление.  Службы протокола очень тщательно отбирают предметы, достойные войти в этот фонд. Сотрудники служб собирают сведения о предпочтениях и пристрастиях глав государств и других vip-персон, с которыми российское руководство имеет общие интересы в самых разных сферах деятельности. Требования к подаркам очень высоки – они не обязательно должны быть дорогими, но непременно – оригинальными, необычными и сделанными в России. Цель таких подношений в принципе та же, что и обычных презентов – не потрясти воображение высокой ценой, а порадовать, доставить удовольствие.
Такое внимание элитным подарком уделялось не всегда. Советские генсеки очень часто дарили главам братских стран (а других мы особо и не жаловали), а также лидерам коммунистических движений презенты с идеологической подоплекой – изваяния вождя мирового пролетариата или сувениры с изображением троицы отцов - основателей марксизма-ленинизма. Традиционными подарками были также хохлома и гжель.
С приходом к власти Михаила Горбачева ситуация изменилась коренным образом, в том числе и в «подарочной» сфере. Горбачев гораздо чаще, чем его предшественники, выезжал за границу и принимал зарубежные делегации. При нем служба протокола стала с гораздо большим тщанием относиться к тому, что любит тот или иной правитель или премьер. Именно к этой поре относятся оригинальные подарки, преподнесенные Президентом СССР, согласно выявленным интересам зарубежных адресатов: королеве Елизавете подарили эксклюзивную статуэтку, Президенту Соединенных Штатов - седло, а Маргарет Тэтчер – живописное полотно.
При первом Президенте России Борисе Ельцине процесс отбора подарков стал еще более тщательным и изобретательным. «Другу Биллу», к примеру, была преподнесена гжельская статуэтка самого Клинтона с саксофоном.
В пул компаний и предприятий, традиционно сотрудничающих с президентскими службами протокола, попасть весьма и весьма непросто. Званием поставщика подарочного фонда Президента дорожат и гордятся. В этот круг избранных уже много лет входят Ломоносовский фарфоровый завод, монетные дворы Москвы и Санкт-Петербурга, уральские ювелиры и златоустовские оружейники. Но это отнюдь не означает, что фонд не пополняется интересными новинками, появляющимися в стране. Попасть в этот «закрытый клуб» сложно, но можно. К примеру, компаниям «Конфаэль» и «Алмаз-холдинг», о которых мы рассказываем в этом выпуске журнала, это удалось.
Один из самых востребованных презентов – фарфоровый сервиз с видами Кремля, фолиант «Московский Кремль на рубеже тысячелетий». Также среди традиционных подарков – «президентские» часы с позолоченным корпусом и гербом Российской Федерации (в открытой продаже такой модели не найти), картины, изделия национальных художественных промыслов (чаще всего – шкатулки и посуда), декоративное оружие.
Но бывают ситуации, требующие нестандартного подхода. Президентская служба протокола и из них выходит с честью. К «особенным» подаркам можно отнести гигантский гжельский чайник с Георгием Победоносцем, врученный Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, книгу, преподнесенную Джорджу Бушу, содержащую коллекцию акварелей Зураба Церетели с изображениями 43 президентов США. Многим запомнились и елочные шары с ручной росписью, в русских мотивах, подаренные Владимиром Путиным детям Федерального канцлера Германии Герхарда Шредера. Принца Чарльза порадовала трость-трансформер, легко превращающаяся в подзорную трубу, а Кондолизу Райс – великолепные русские кружева.
Практически все государственные подарки – эксклюзивные вещи. Надо отметить, что все эти изделия выполнены современными мастерами, раритетные предметы искусства, представляющие историческую ценность, подарками становиться не могут.
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.