В группе риска - карьеристки

 Что скрывать, слова «Вы беременны» не всегда звучат чудесной музыкой. И не всегда вписываются в распланированное светлое будущее, где место ребенку, как правило, есть, но не сейчас, не в этом году, а лет через пять-десять. Но проходят годы, материальные проблемы отступают, с образованием и карьерой все в порядке, да и со здоровьем как будто тоже, но ребенка так и нет, хотя уже очень хочется…
Для многих молодых женщин известие о наступлении беременности – сродни катастрофе, обозначающее крах множества планов. Все, чего хотелось добиться, – успех, независимость, свобода самой распоряжаться жизнью, – все в один момент может отодвинуться на самый задний план. Нынешних девчонок совсем не вдохновляет пример Кати Тихомировой из известного советского кинохита «Москва слезам не верит». Перспектива долгого преодоления трудностей, годы тяжелого совмещения учебы, работы и материнства не стали привлекательнее за последние десятилетия. Напротив, сегодня нормой считаются западные стереотипы построения карьеры и создания семьи. Сначала – профессиональный успех, и только потом – радости материнства. Нас очень долго приучали к мысли о том, что семью «надо планировать». И вот когда эта мысль наконец вполне укоренилась в умах современниц, врачи и психологи переполошились – не слишком ли переусердствовали? 
Ребенок для амбициозных девушек – это в первую очередь серьезная проблема, помеха на пути к обеспеченной и интересной жизни. Страх надолго «выпасть из обоймы» оказывается настолько сильным, что приводит к непредсказуемым и печальным последствиям. 
«Жизнь «вопреки» 
Многие издания обошла история голливудской актрисы Мишель Пфайффер. Мама Мишель была классической домохозяйкой, растворившейся в проблемах и нуждах мужа и четверых детей. Своей жизни у нее, можно сказать, и не было. Судьбу мамы, у которой каждый день был похож на предыдущий и проходил между плитой и стиральной машиной, дочка повторить категорически не хотела, несмотря на то что папа-продавец кондиционеров постоянно твердил ей, что именно так и случится – Мишель станет замученной домохозяйкой со множеством детишек. Девушка постаралась сделать все, чтобы этого не произошло. В четырнадцать лет пошла работать в магазин одежды, поступила в колледж на юридическое отделение, участвовала в кастингах и конкурсах красоты. Но папино «пророчество» не отпускала ее, боязнь забеременеть превратилась в настоящую манию, в вопросах контрацепции Мишель всегда была очень щепетильна – даже когда пришел успех и стало понятно, что нищета ей уже не грозит. 
К тридцати годам актриса успокоилась, страх профессиональной несостоятельности улегся, и Мишель захотела стать мамой. Контрацептивы были выброшены, наступил период ожидания беременности… Когда стало ясно, что этот период затянулся, Пфайффер прошла полное медицинское обследование. Врачи подтвердили, что актриса абсолютно здорова. Но вопреки всему, зачатия не происходило. Психотерапевты поставили актрисе диагноз – психогенное бесплодие. 
                                         Цифры и факты
Каждая четвертая супружеская пара в России не способна зачать ребенка. 
В 40% случаев ответственность за отсутствие детей ложится на женские плечи. 
У 35% пар причина бездетности связана с мужским бесплодием.

«Здоровье в порядке, но…» 
Причины возникновения необъяснимого бесплодия, иначе именуемого психогенным, или бесплодием неясного генеза, врачи объяснить не берутся. Такой диагноз ставится методом исключения – то есть только после того, как все необходимые обследования были проведены и их результаты оказались в норме. 
Причем пациентов с диагнозом «бесплодие неясного генеза» разделяют на две группы. Первая группа не имеет никаких проблем с фертильностью, им действительно просто пока не повезло и неизвестно когда повезет. У второй группы на самом деле имеется объективная причина, но ее невозможно выявить современными диагностическими методами, или же она еще неизвестна ученым. С такой проблемой знакомы около 10% бесплодных женщин. Цифра не угрожающе велика, но есть одна особенность. 
По мнению специалистов, в эти десять процентов входят женщины, возраст которых 34-45 лет, практически все они хорошо образованы, многие даже имеют ученую степень. Подавляющее большинство работает в крупных городах и в бюджет семьи вносит от 20 до100% совокупного дохода. Иными словами, это женщины-руководители, бизнес-леди и просто успешные в своей профессии дамы.
«Виной всему – «трудное детство»?» 
Мнение, что история Мишель Пфайффер не исключение, подтверждают исследования, проведенные украинскими врачами и психологами. Специалисты работали с женщинами, которым был поставлен диагноз «психогенное бесплодие». Выяснилось, что 75% женщин с таким диагнозом из многодетных семей. Практически все эти женщины в детстве страдали из-за нехватки внимания, денег, красивой одежды. Большинство из них уверены, что причина такого положения – «чрезмерное» количество детей в семье. Плюс не всегда позитивное восприятие таких семей обществом, в котором «норма» - один, в крайнем случае – двое детей. Поэтому девушки четко программируют себя на бездетность, стараясь стать «не хуже других», реализоваться в социальной и профессиональной сферах, добиться материального благополучия. Позже, когда беременность уже не ставит под угрозу безбедное существование, они, не без влияния мужей, родственников и друзей, соглашаются обзавестись ребенком, но оказывается, что это не так-то просто. Бесплодие в таком случае – проецирование не слишком счастливого детства на собственную жизнь. 
«Торжество подсознания» 
Если на протяжении долгих лет беременность была явлением нежелательным, нервная система устанавливает внутренний блок на зачатие. Западные специалисты в таких случаях используют термин «субфертильность». Такой диагноз ставят, когда обследование не показывает никакой патологии. Субфертильность уже назвали болезнью здоровых и успешных бизнес-леди, женщин-трудоголиков, у которых среди жизненных приоритетов на первом месте - карьера. На помощь врачам, не находящим ответа, приходят психологи, которые склоняются к мысли, что фоном, на котором возникло необъяснимое бесплодие, может быть психологический дискомфорт. Напряжение бывает таким сильным, что организм отказывает наступлению беременности. Он просто не может отключиться от программы, заданной женщиной несколько лет назад: «рожать рано, беременность – катастрофа».
«Уже хочу, но не могу»
Психологи полагают, что гормональные препараты, принимаемые длительное время, меняют не только биохимию организма, но и женскую психику. Когда возникнет желание родить, установка «нельзя», срабатывавшая десятилетиями, не снимется в одно мгновение. К тому же на этот глубоко запрятанный запрет через какое-то время накладывается тревожность из-за того, что сейчас, когда стало можно, беременность не наступает. Теперь женщина нервничает из-за невозможности родить ребенка. У таких женщин выявляются различные нарушения психоэмоциональной сферы: чувство неполноценности, одиночества, истерические состояния. Комплекс этих симптомов составляет "симптом ожидания беременности". 
Врачи советуют женщинам плавно выходить из этого состояние, перестать диктовать организму свои условия. Медицина знает немало случаев, когда беременность наступала в тот момент, когда женщина решала больше не ходить по больницам – «как будет, так и будет». В истории с Мишель Пфайффер примерно так и вышло. Актриса, отчаявшись забеременеть, удочерила девочку. Радовалась, почувствовав себя мамой, а через несколько месяцев, произошло то, на что она уже перестала надеяться: Мишель забеременела и родила сына. Специалисты объяснили это тем, что после удочерения актриса расслабилась, нервная система пришла в равновесие и организм успокоился – вот, мол, и результат. 
Но как запретить мечтать и надеяться тысячам женщин, когда-то сознательно отказывавшим себе в счастье иметь ребенка? На интернет-форумах множество обладательниц такого диагноза ищут выход, обсуждая, как быть и что делать, поддерживая друг друга и делясь своей болью. Когда-то они больше всего боялись услышать слова: «Вы беременны».
Алена 
«Психогенное бесплодие - страшная вещь. Моя подруга-модель, вкусив все прелести этого бизнеса, вышла замуж и долгое время пыталась забеременеть. Ее обследовали, ничего не находили, и все проблемы списывали на диеты и аборты. Поставили диагноз – психогенное бесплодие. Столько лет боялась «залететь», потерять работу, а теперь хочет, да не получается…»
Фарида 
«Девушки, вправьте мне мозги! У меня и есть это психогенное бесплодие. Анализы в порядке. Здорова как бык - проходила целый медосмотр с кучей врачей. Ребенка хочу, а забеременеть не могу» 
Мария 
«Я по себе чувствую, что стал очень портиться характер, бросаюсь на всех. Не могу смотреть на беременных - сразу мысль: "Почему опять не я?» Стараюсь радоваться успехам других - и чувствую, что делаю это не от чистого сердца. Один вид малышей может довести до слез... В голове мысль: "За что? Что мы такого с мужем сделали, что так наказаны?" Мы очень любим друг друга, и наша общая мечта - малыш, но иногда отчаяние доводит меня просто до истерики. Вот так и живут "бесплодные женщины".

Ирина ИВАНЦОВА


 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.