Куда деть ребенка?

Демографические проблемы сейчас тревожат очень многие развитые страны мира. Ученые и общественные деятели европейских стран пришли к выводу: роста рождаемости можно ожидать только при условии, если государство начнет проводить «дружественную семейную политику». Эту тенденцию поддерживает и наше государство. Но одно дело декларации, а другое – «сермяжная правда жизни».Главная цель «дружественной семейной политики» – создание положительного психологического климата вокруг материнства. Речь идет прежде всего об обеспечении условий для совмещения материнства и карьерного роста; поддержке работы по гибкому графику; об оплате отпусков по уходу за ребенком для отцов; об обеспечении доступной и высококачественной медицинской помощи матери и ребенку. Для того чтобы рождение детей стало желанным для большего числа семей, необходимо, чтобы пары испытывали уверенность в государственной поддержке. 
Поэтому самое главное в «дружественной семейной политике» – ее стабильность на протяжении поколений. Соответствующие программы должны охватывать не годы, подчеркивают в ООН, а поколения родителей, ведь рождаемость 2050 года – дело внуков нынешних матерей. В этом свете простое материальное поощрение родителей не может стать ведущим механизмом улучшения ситуации. 
Правительство России, судя по проводимой сегодня политике, понимает, что проблема рождаемости гораздо шире и объемнее, чем просто воспроизводство населения. Приоритет семьи, развитие системы профилактики кризиса и конфликтов в семьях, по высказываниям первого вице-премьера Дмитрия Медведева, станут «новой темой в работе органов власти». В эту новую тему уже вписалось воссоздание массовой сети детских садов и переосмысление роли матери в обществе в том хотя бы плане, что к числу приоритетных задач правительство относит увеличение пособий по уходу за ребенком, введение запрета на увольнение беременных женщин… 
Что ж, озвучить проблему – значит, сделать шаги навстречу ее решению.
Но вот парадокс: почему сегодня, при наличии столь мощного фактора как государственное участие, вопрос, куда устроить ребенка после 2-3 лет не сходит с повестки дня сотен тысяч семей? Думается, что только честный ответ на него позволит понять, почему женщины в нашей стране не торопятся рожать детей, а, рожая, выходят на работу, отдавая малыша в чужие руки. Ведь даже родить сегодня бесплатно мало у кого получается. А стоимость колясок, кроваток, памперсов, одежды, погремушек такова, что в одночасье может проглотить бюджет среднестатистической семьи.
Проблема с детскими садами у нас в стране была всегда. Но если 20 лет назад устроить малыша в детсад можно было по великому блату по причине нехватки мест при огромном количестве детских дошкольных учреждений и вполне приличной рождаемости (два ребенка в семье тогда было признаком хорошего тона), то сейчас устроить малыша в садик – задача архисложная. Но совсем по другой причине. Детских садов осталось совсем немного.
Вот скупая статистика из уст начальника Департамента образования г. Москвы Любови Кезиной, озвученная «Независимой газете» еще в 2005 г.: «В Москве из 3600 детских садов «в живых» остались 149. При этом ведомственные сады уже перепрофилированы и для системы образования потеряны навсегда». 
За годы пребывания в демографической яме и перестроечных проблемах только Москва потеряла около 800 ведомственных детских садов. Многие из них с потрясающей беспечностью были практически уничтожены: распроданы и отданы в аренду различным учреждениям. Так, словно российские женщины уже выполнили свою материнскую миссию на многие десятилетия вперед, и дети теперь в России не будут рождаться до той поры, пока такой команды не даст государство.
Тем временем мамы рожали, дети подрастали, вопросы «Куда деть ребенка?» множились, очереди в детские сады росли, родители нервничали. Не замечать критической ситуации с дошкольными учреждениями стало невозможно.
Чтобы снять напряженность с очередниками, коих только в Москве насчитывается не менее 30 тысяч, мэр столицы Ю. Лужков принял решение строить 100 детских садов в 2006 и 2007 годах, а в дальнейшем возводить их не менее 40 в год. Вот так всегда – сначала до основания разрушаем, а потом строим наш новый мир.
                                                  Цифры и факты
* На 56% сократилось количество дошкольных образовательных учреждений в России с 1991 по 2002 год (с 87,6 до 48,9 тысячи). 
* 913 тысяч малышей стояли на очереди на поступление в детский сад в 2005 году, тогда как в 2000 году – 238 тыс. детей.

Ситуация в регионах России еще серьезнее, поскольку там отсутствует эффективная система перераспределения расходов на социальные нужды в пользу муниципалитетов с дефицитными бюджетами. Субвенции со стороны регионов на эти цели носят хаотичный и произвольный характер, их объемы никак не обоснованы. К тому же со стороны региональных властей существует тенденция уменьшать их под любым предлогом. В этих условиях власти муниципальных образований с низким уровнем собираемости налогов будут поставлены перед выбором: либо сокращать сеть детских образовательных учреждений, либо возлагать на родителей полную стоимость затрат на содержание ребенка в детсадах. Их услуги станут фактически недоступны для малообеспеченной части населения (доля которого в России, по официальной статистике, составляет 20%), поскольку плата за ребенка вместо нынешних 270-500 руб. в месяц возрастет до 2000 – 3000 и более рублей. В особо тяжелом положении окажутся незащищенные слои населения: матери-одиночки, многодетные матери, семьи с низким уровнем доходов. 
Еще один срез проблемы. При росте расходов родителей на содержание детей очень часто в семье принимаются решения о том, что женщинам экономически выгоднее оставаться дома и заниматься воспитанием детей вместо того, чтобы водить ребенка в детский сад. Матери с двумя и более детьми становятся заложницами сложившейся ситуации наиболее часто. Матери, самостоятельно растящие ребенка, сегодня стоят перед выбором: сдать ли ребенка в детский дом или жить в нищете, но вместе. Причем до 40% матерей, оказываясь перед дилеммой – ребенок или работа, не имеют возможности трудоустроиться, что нарушает их конституционное право на труд.
Отсутствие детских садов не единственная проблема, с которой сталкиваются родители. Чтобы устроить ребенка в детский сад, нужно заплатить от 10 до 30 тысяч руб. «за место» в зависимости от уровня учреждения, от того, стоял ли малыш в очереди и сколько лет. Обеспеченные родители, которым нужно срочно определить малыша в детский сад, используют коммерческий принцип взаимоотношений – делают ремонт, оказывают садику благотворительную помощь. Те счастливчики, кому удается пристроить свое чадо в детский сад, вскоре обнаруживают, что немалая оплата за услуги детсада обрастает дополнительными платами на нужды садика, канцтовары, подарки…и т. д. и т. п. Так что практически все места в детских садах считаются коммерческими.
Есть и «оборотная сторона медали». Ваш ребенок наконец пошел в детский сад. Группы в нем переполнены. При норме 20 человек в них может быть и 30, и 35 детей. На группу из 20 человек положено два воспитателя и помощник воспитателя. За «лишних» детей работники получают мизерную доплату, а если кто-то из воспитателей заболеет, второй вынужден работать в две смены. На подмену воспитателей нет. Так что выводы о том, каково детям адаптироваться в этих условиях и кто и как заботится о них, делайте сами. 
                                                К сведению
Зарплата воспитателя высшей категории в детском саду – 3000 рублей. Это «потолок». Увеличение возможно только при подработке в две смены. 1 час работы воспитателя стоит 15 рублей. В группе из 30 детей один ребенок в час «стоит» 59 копеек (за вычетом подоходного налога). Для примера: частная няня получает за час 50-100 рублей. 
Не редкость ситуации, когда, претерпев все мытарства, ребенок попадает в детский сад и… заболевает, а после выздоровления категорически не хочет туда идти, а если работающая мама все же насильно отправляет малыша в садик, у ребенка развивается невроз, появляются симптомы разных заболеваний на нервной почве. А перевести ребенка в другой садик, отдать под присмотр более приветливой и заботливой воспитательницы – проблема порой практически неразрешимая…
Без серьезной государственной поддержки эту проблему не решить, а без ее решения о какой «дружественной семейной политике» можно говорить?..

Материалы подготовлены совместно с Институтом социальной и гендерной политики

Елена Саркисова

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.