Сколько стоит счастье?

Дети – это счастье. Фраза насколько банальная, настолько и правдивая. Ради счастья быть родителями мы готовы на многое. Кто спорит - радость отцовства и материнства не оценить никакими деньгами. И все же… Во сколько обходится сегодня рождение и воспитание ребенка? Какие трудности и препятствия стоят на этом пути и к чему стоит быть готовым тем, кто только задумался о ребенке?
 От памперсов до аттестата
Американский журнал United States News and World Report подсчитал затраты среднестатистической американской семьи на воспитание ребенка с момента его зачатия до совершеннолетия (в США оно наступает в 21 год). Сумма получилась весьма и весьма впечатляющей - 1 млн 456 тыс. долларов. В нее вошли расходы в период беременности, питание, образование (при том, что 89% обучаются в бесплатных государственных школах), затраты на увеличение жилплощади, поддержание здоровья, одежду, игрушки, дополнительные занятия, развлечения, книги, транспорт и прочие хорошо знакомые каждому родителю нужды. Немногим меньше придется выложить за счастье быть родителями и средней австралийской семье – по данным агентства социальных исследований Mark McCrindle, на воспитание ребенка с его рождения до того, как он уходит из семьи, расходуется миллион австралийских долларов (более 900 тыс. долларов США).
В Европе вырастить человека, оказывается, дело гораздо менее затратное. Экономисты в Швеции подсчитали, что семья тратит на первенца с момента его рождения и до выпускного экзамена 100 тыс. евро (второй малыш, по тем же подсчетам, обойдется уже «всего» в 90 тыс. евро, ведь ему перепадет многое из того, что приобреталось для старшего). В Чехии от рождения до поступления в вуз на ребенка тратится около 2 млн крон (это порядка 80 тыс. евро). А в Германии, согласно отчету Государственного статистического ведомства Германии, ребенок до 18 лет в среднем обходится родителям в 122 тыс. евро или примерно в 560 евро в месяц.
Статистика затрат на воспитание ребенка в израильской семье, по версии газеты "Едиот Ахронот", укладывается в сумму 466 тыс. шекелей (около 125 тыс. долларов).
Расходы типичной московской семьи за те же 18 лет (учитывая, что средний москвич получает около тысячи долларов, то есть оба родителя зарабатывают около двух тысяч), по подсчетам специалистов, выливаются в сумму 108 тыс. долларов (из расчета 500 долларов в месяц, то есть 6 тыс. долларов год). Конечно, все это очень индивидуально, но если родители заботятся о будущем ребенка, то сумма, учитывающая не только насущные проблемы – питание, одежду, но и его развитие (путешествия, книги, походы в театры и музеи, занятия в студиях и секциях, репетиторство и т.д.), – не кажется чрезмерной.
Мама-папа и государство
В России, едва речь заходит о затратах на ребенка, принято кивать на государство – мол, расходы огромны, а помощь от властей мизерная. Между тем в нашей стране выстроена одна из самых гуманных и «продвинутых» систем социальных гарантий. Российские мамы могут сидеть с ребенком в оплачиваемом декретном отпуске до полутора лет, а рабочее место сохраняется за женщиной до достижения малышом трехлетнего возраста – такие привилегии большинству европеек даже не снились. А в США женщине по договоренности с работодателем могут дать несколько недель отпуска после родов – не более того. Дальше – поиск няни и снова на работу. Либо увольняйся и воспитывай сама. Другое дело, что само отношение к материнству в большинстве европейских стран совершенно иное. У нас работодатель женщину с маленькими детьми часто воспринимает как обузу, а чтобы беременной устроиться на работу – это вообще чуть ли не из области фантастики. И если во многих европейских странах на предприятиях есть даже специальные комнаты для кормления младенцев, а в любом присутственном месте вы непременно найдете пеленальные комнаты – то нашим мамам, увы, о таком приходится пока только мечтать.
Но вернемся к помощи государства, пенять на недостаточность которой давно уже стало чуть ли не хорошим тоном. Тому, конечно, есть довольно простое объяснение. Да, планируя родить ребенка, европейцы или американцы рассчитывают прежде всего на свои силы, не ожидая, что заботы о малыше возьмет на свои плечи государство. Но надо отметить - практически во всех вышеперечисленных странах уровень жизни гораздо выше, чем в России. Среднемесячный доход среднестатистической семьи из Германии (до уплаты налогов и страховок) – 7 тыс. евро. В США в среднем на семью – от 3 до 6 тыс. долларов. В среднестатистической российской семье родители зарабатывают на двоих немногим более тысячи долларов. Поэтому социальные выплаты и играют столь существенную роль в семейном бюджете. В провинции материнский капитал, получаемый после рождения второго-третьего ребенка, может облегчить ситуацию с обзаведением собственным жильем. А жилищный вопрос для России – по-прежнему один из самых болезненных. Именно из-за него многие отказываются от планов по рождению второго или третьего малыша.
                                                Цифры и факты
159178,60 рубля - максимальная сумма пособия по беременности и родам за 140 календарных дней.
412,08 рубля (в 2009 году - 374,62 рубля) - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
10 988,85 рубля - единовременное пособие при рождении ребенка, а также при передаче ребенка на воспитание в семью (в 2009 году - 9 989,86 рубля).
13833,33 рубля – сумма максимального ежемесячного пособия на ребенка, минимальная - 2060,40 рубля (в 2009 году – 1873,10 рубля).
343 378 рублей 80 копеек – размер «материнского капитала» с 1 января 2010 года.

Дети «из пробирки»
В России, по данным ВОЗ, сегодня 15% бесплодных супружеских пар (а это примерно 10 млн человек). Этот показатель считается критическим для любой страны. Множество людей, несмотря на большое желание иметь ребенка, по разным причинам не могут стать родителями. Проходят обследования, мучительные медицинские процедуры, но, увы, результаты не всегда утешительны. Кто-то смиряется, кто-то планирует усыновить ребенка из детского дома, но большинство бездетных пар последние надежды связывают с экстракорпоральным оплодотворением. В последнее время в мире ежегодно рождаются около 300 тысяч детей «из пробирки», среди них всего около 10 тысяч российских младенцев.
Конечно, желающих и в нашей стране намного больше, но в России, увы, эта процедура доступна немногим – в первую очередь из-за ее дороговизны. Федеральные квоты для россиян никак не отражают реальные потребности, и попасть в число счастливчиков, получивших помощь от государства, может лишь малая часть пар, мечтающих о ребенке. Надо отметить, что в последние годы квоты на экстракорпоральное оплодотворение пусть не слишком стремительно, зато регулярно растут. В 2010 году на федеральном уровне было принято решение об увеличении количества операций по ЭКО с 2,5 до 3,5 тыс. операций. И в следующем году обещают добавить еще тысячу. Но и этого, конечно, недостаточно.
Если потенциальным родителям не повезло попасть в число участников этой программы, им придется выложить немалую сумму, исчисляющуюся в тысячах долларов. К тому же надо учитывать, что далеко не всегда беременность может наступить с первой попытки. Иногда требуется вторая, третья, четвертая. И за каждую придется платить. Вероятность же наступления беременности в результате проведения процедуры ЭКО в среднем по России в настоящее время равна 30−35%.
В развитых европейских странах в рамках государственных программ по ЭКО оплачивается несколько попыток: к примеру, в Бельгии – до шести, а возраст женщины при этом ограничен 42 годами, а в Израиле государство финансирует все попытки.
Существует, конечно, и другой способ обзавестись потомством – суррогатное материнство. Но он и сегодня для России остается экзотикой. Этот метод требует гораздо больших финансовых вложений, но помимо этого сложность заключается в том, что, хотя суррогатное материнство и не запрещено в России (в Италии, Франции, Канаде, Германии, Израиле и многих других странах – запрещено), оно практически не регулируется законодательно. Всегда существует риск быть обманутым в своих ожиданиях, причем с обеих сторон – генетические родители не захотят забирать ребенка, если он их «не устроит», или суррогатная мама не захочет отдавать младенца, а принудить к этому ее, выносившую плод, практически невозможно. И все же, несмотря на все риски, спрос на услугу есть – пользуются ею очень обеспеченные семьи, причем далеко не всегда бесплодные. К услугам суррогатных мам прибегают женщины, опасающиеся, что беременность испортит фигуру и плохо скажется на внешности. В Интернете можно найти множество предложений и программ от коммерческих клиник, где предусмотрены все этапы – от поиска суррогатной мамы определенного типа, медицинского сопровождения в период беременности до полной юридической поддержки. В зависимости от клиники и региона стоимость колеблется от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей.
                                                Цифры и факты
Более 3 миллионов детей в мире рождены с помощью ЭКО.
Более 120 тысяч пар россиян нуждаются в подобных операциях.
Примерно 14% составляют репродуктивные потери от начала беременности и до ее завершения в США, в России — не менее 20% (каждая пятая забеременевшая с помощью ЭКО россиянка не вынашивает ребенка).
В России по федеральным квотам сейчас выделяется 124 тыс. рублей на одну попытку ЭКО.
До 30 лет беременеют более 70%; до 35 лет — 32—33%; к 40 годам — всего 17% женщин, прибегнувших к ЭКО.

Если не получилось со своим…
Усыновление – самый, казалось бы, простой способ обзавестись ребенком для пар, не имеющих возможности родить своего малыша. Но, помимо массы бюрократических препон, ожидающих каждого решившегося на усыновление, его поджидают и психологические трудности, к которым многие оказываются не готовы. Поэтому ежегодно в детдома возвращаются сотни «отказников». И это огромная проблема для всего общества.
Любое правонарушение в отношении усыновленного ребенка, совершенное за пределами России, вызывает в СМИ крайне агрессивную реакцию. И это справедливо, кто спорит. То русского ребенка забыли в машине на солнцепеке, и малыш умер от удушья. То отправили одного через океан в самолете с маловразумительной запиской, когда надоел. Случаи отвратительные, поражающие своей жестокостью. Но, как бы то ни было – единичные. Сколько насилия над детьми происходит в российских семьях, мы не можем подсчитать даже приблизительно. Очень редко такие случаи становятся достоянием общественности. Один из последних примеров, получивших огласку, – семья Агеевых. А сколько родных детей подвергаются в нашей стране унижениям, побоям, сколько страдает от того, что пьющие родители забывают не только отправить ребенка в школу, но и элементарно накормить, одеть-обуть?
Все чаще звучат призывы запретить усыновление наших детей иностранцами. Но у многих детей это единственный шанс обрести семью. Работники детских приютов, социологи и психологи сходятся в одном: у россиян принято усыновлять «для себя», поэтому им подай младенца (желательно до года!) красивого, умного и непременно здорового, а американцы и европейцы готовы вкладывать деньги в лечение и обучение наших малышей, поэтому им не так важен возраст ребенка, и даже букет заболеваний их не отпугивает – иностранцы нередко забирают детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, отсутствующими конечностями. Наверное, это можно объяснить разницей в уровне жизни – среднестатистическая российская семья не в силах «потянуть» груз проблем, который сопровождает родителей, рискнувших взять на себя заботу о таком ребенке. И все же, все же…
                                                                   Цифры и факты
113 751 ребенок, по данным Росстата, был передан в семьи по разным программам устройства в 2008 году.
За последние 20 лет иностранцы усыновили свыше 60 тысяч детей из России, в том числе американцы лишь в 2009 году приняли в свои семьи 1583 российских ребенка.
В 2007 году число неустроенных детей-сирот составляло 124 384 человека, а в 2008 году - 115 627 человек.

Свободные от детей
Старшее поколение то и дело упрекает молодых – мы, мол, и в войну рожали, и в поле рожали, а сейчас все условия созданы, а вы эгоисты, привыкли жить для себя. Но на молодых такая аргументация не действует. «Жить для себя» все чаще действительно становится девизом жизни.
Вы еще не слышали о Childfree (в переводе с английского – «свобода от детей»)? Между тем это движение с каждым годом становится все более многочисленным. Зародившись на Западе, в последние несколько лет оно распространилось и в России. Сегодня быть чайлдфри стало даже модно. Представители этой субкультуры ревностно отстаивают свое право на бездетность, создавая свои интернет-сообщества и даже курорты, рестораны, куда запрещено приходить с детьми. Аргументация сторонников бездетного образа жизни самая разная, но в целом сводится к следующим посылам: «дети – помеха полноценной жизни со всеми ее радостями», «дети уродуют внешность, отнимают здоровье и приносят одни огорчения», «ребенок – слишком дорогое удовольствие». Но вот что примечательно. Социологи отмечают, что в Европе среди чайлдфри много тех, кто, отказываясь рожать сам, вполне лояльно относится к чужим детям, мало того, эти люди нередко выбирают профессии педагогов, детских врачей. В России же, стране крайностей, движение приобрело на удивление агрессивный характер. На российских форумах множество людей объясняют свою позицию сознательного отказа от детей ненавистью и полным их неприятием. Причем женщины в своих высказываниях даже более категоричны, чем мужчины. Правда, психологи утверждают, что у части адептов чайлдфри после тридцати все же возникает желание обзавестись потомством. А подобную агрессию объясняют дефектами воспитания и недостатком любви, полученной от родителей в детстве. Так что есть повод задуматься – если мы не хотим, чтобы наши дети в будущем оставили нас без внуков, стоит уже сегодня окружить детей любовью. Ведь деньги – всего лишь средство, и счастье отцовства и материнства по-прежнему ничем не заменишь.
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.