У каждой куклы есть свой характер

Авторская кукла – пока не очень известное и популярное у нас в России искусство. Но в последние годы это направление творчества вызывает все больший интерес. Художник Елена Константиновна Ищенко занимается куклами уже более пяти лет. 

- С чего началось Ваше увлечение куклами?
- Мне всегда нравилось делать что-то руками. В раннем детстве, еще в начальной школе, моя бабушка научила меня азам рукоделия, вязания. Очень многому я училась по книгам. Это было так интересно! Как многие девочки, что-то шила, вязала… Потом увлеклась макраме, дизайном кожи. Чем только не занималась! Иногда даже думала – для чего я всему этому училась, зачем мне все это? По образованию я – педагог-психолог, хотя в старших классах школы очень хотела стать модельером, но как-то не сложилось. Работая с детьми, мастерила с ними всевозможные забавные вещицы из ненужных, на первый взгляд, мелочей… Как-то увидела кукол на одной из выставок, познакомилась с театральным художником Ириной Захаровой. И вот оно случилось! Она стала проводником в необыкновенный сказочный мир. Жизнь круто изменилась! Тогда я и поняла, для чего я училась всем видам и техникам рукоделия, здесь они мне все и пригодились – и шитье, и работа с кожей, и вязание, ну все, все, все… Словом, я считаю – моя давняя мечта стать модельером осуществилась. Пусть немного иначе, но она сбылась. Тем более, что я теперь не только модельер, но и немного скульптор, и визажист, и парикмахер-стилист… 
- Вы сами придумываете образ, одежду для ваших моделей?
- В работе над куклой очень много всего соединяется. Начинаю работать над костюмной куклой какого-то исторического периода – не хватает знаний, берусь за историю. Какие пуговицы можно пришить кукле, изображающей Петра I? Металлические пуговицы тогда уже были. Нашла пуговицы с двуглавым орлом. Могу я пришить такие Петру I? Был ли в то время такой орел? Ищу, читаю. - Да, действительно, во времена Петра I двуглавый орел был. Значит, могла иметь место и такая пуговица. 
Очень люблю делать домовых. Я считаю, домовой – это хозяин дома. Моя первая работа – домовенок, с которым я не расстаюсь и считаю своим талисманом. После первой куклы у меня появилась целая серия работ, посвященных домовятам, они были показаны на выставке «Московские домовята». Славянская мифология - это очень интересный пласт. В разных губерниях свои представления о домовых. В основном это старик, как правило, злой. Но кое-где считалось, что домовой – существо доброе, а в некоторых местах верили, что домовые живут семьями, у них есть дети, домовята. В той первой моей серии, кстати, были не только домовята, но и луговой, и банный, и боровой, лесовик. Позже появилась «лягушачья» серия. 
А сейчас я начала работать над серией кукол, посвященных России, русскому костюму. Думаю, к Новому году я уже смогу показать часть из них. Там будут представлены работы по мотивам лаковых миниатюр Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскино. 
- А не жалко расставаться со своими куклами?
- Очень жалко. Жалко любую работу. От сердца отрываю… Но расставаться все равно приходится. Я всех их очень люблю. Потому что отношусь к ним с душой. Каждая новая кукла - самая любимая. Особенно если она сразу уходит к кому-то. Но поскольку я отношусь к своим куклам как к существам одушевленным, то мне кажется, что у куклы, как у ребенка, который вырос, должна быть своя взрослая, самостоятельная жизнь. Когда долго нет каких-то выставок, и куклы застаиваются дома, ощущение такое, что они переживают, что на них никто не смотрит: «Ну как же так, вот у меня такое платье, у меня такой наряд – и никто этого не видит!» И когда на какую-то выставку выходишь с ними или работы покупают – такое ощущение, что куклы радуются. 
- А характером Ваши куклы обладают?
- Конечно. Иногда работаешь над каким-то определенным образом – вот такой будет нос, вот такие глаза… Делаешь, что собирался – не получается. Всегда получалось – а тут нет. А это кукла хочет быть именно такой, а не той, как я задумала. Не первый год занимаясь куклами, я считаю, что какая-то мистика присутствует в их создании. Когда делаю куклу – вшиваю в каждую небольшое сердечко. Тряпичное, но оно есть. 
Сейчас это модно – авторская кукла с портретным сходством. Ко мне тоже поступают такие заказы, и я их выполняю. Но я не делаю никогда четкого, стопроцентного сходства, скорее это шарж. И это не потому, что не могу, просто опасаюсь. 
- Где можно увидеть ваши работы?
- Часть я дарю друзьям, близким, знакомым или просто интересным мне людям. У меня была работа, которую я делала первоначально для выставки «Куклакиномания». В то время прошла премьера фильма «Идиот» по роману Достоевского с Евгением Мироновым в главной роли. И мне захотелось сделать куклу князя Мышкина. Потом я подарила эту работу Евгению Миронову. По-моему, ему понравилось, он был доволен. 
Теперь это увлечение переросло в профессию. Сейчас у меня практически постоянная экспозиция в павильоне «Культура» на ВВЦ. Участвую во многих кукольных выставках, последняя из них «II Международный Салон Кукол в Москве». Существует также мой персональный сайт, создателем которого является сын, - там тоже можно увидеть мои работы. 
Есть у меня мечта - попробовать себя в оформлении помещений. Куклами можно оформлять витрины, магазины, рестораны. Они могут быть большими, даже человеческого роста. Интересно было бы сделать кукол для кукольного театра. 
- Как близкие относятся к вашему творчеству?
- Они меня поддерживают. И я очень благодарна им за это. Мастерской у меня, к сожалению, нет, хотя я и являюсь членом Творческого Союза Художников России. Всех своих кукол я делаю дома, но близкие поощряют мое творчество. Без этой поддержки мне было бы сложно. 
Они поняли, что я нашла себя. И я действительно получаю такое удовольствие, ощущаю такое счастье от творческого процесса! 

Ирина Овечкина

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.