Звезда с именем Марина

Герой Социалистического Труда, военный летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник авиации, генерал-лейтенант казачьих войск; первая в мире женщина, преодолевшая звуковой барьер и единственная, установившая 101 мировой рекорд в небе… Наверное, далее можно и не продолжать. Уже перечня этих заслуг хватило для того, чтобы перед глазами возник образ строгой собеседницы, с четко выраженными волевыми чертами. Но в помещении издательского центра, расположенном на пешеходном Арбате, нас приветливо встретила совсем другая женщина. В модной шляпке с широкими, изогнутыми полями, с озорными «чертиками» в добрых, удивительно лучистых глазах. Вот, оказывается, она какая - легендарная Марина Попович. Непроизвольно вырвалось: «Марина Лаврентьевна, да, вы просто красавица». 

Окрыленная мечтой
Детали ее биографии давно описаны в многочисленных статьях. Родом она из смоленского городка Вележа. Как рассказывает летчица, родители никогда и не думали об авиации. Отец хорошо играл на скрипке. И, кто знает, может, и она смогла бы стать хорошим музыкантом. Только жизнь распорядилась по-своему. Впервые желание летать возникло у 10-летней девочки еще во время войны. «В небо позвала ненависть к оккупантам, пришедшим на нашу землю, - рассказывает Марина Попович, - Однажды на моих глазах десяток фашистских самолетов бросились на наш "ястребок" и подбили его. Мало того, потешаясь, расстреляли спускавшегося на парашюте летчика. Вот тогда я и дала себе клятву: подрасту и обязательно буду летать на самолетах!» С годами от былой злости не осталось и следа. Но отказываться от данной себе клятвы она не собиралась. 
В конце 40-х Марина поступила в авиационный техникум, записалась в аэроклуб. И с каждым днем небо все прочнее «привязывало» настырную девушку к себе. Она же оказалась достойной своей мечты. Для того, чтобы поступить в Саранскую летно-техническую школу, например, пришлось добиваться приема у самого Ворошилова. А потом были 30 лет, наполненных полетами. За освоение "Антея", за то, что на МиГе она преодолела звуковой барьер, за испытание многих типов реактивных самолетов ее представили к званию Героя Советского Союза. Но это ли сегодня для «богини русского неба» самое главное? Мгновения жизни, проведенные в небе, по признанию летчицы, были и до сих пор остаются для нее самыми прекрасными.
Сердце летчицы – что это такое?
Дизайнеры по одежде утверждают, что и в летном комбинезоне женщина способна выглядеть женственно. Стоит ли искать объяснения этому феномену? А, может, куда интереснее, в чем проявляются эти неповторимые женские штрихи? Слово за словом, выяснилось, что отличали они и нашу собеседницу. «Знаете, когда самолет взлетает, природа расцветает», - как-то мягко произнесла Марина Лаврентьевна. И тут же по нашей просьбе рассказала об удивительном явлении, которым много раз любовалась на аэродроме на ранней утренней зорьке, когда светило несмело выпускало в небо самые первые лучи. Оказывается в эти минуты растения «обманываются» и взлетающий самолет принимают за поднимающееся солнце. Огненные газы, исходящие из сопла двигателя, растекаясь по бетонной полосе, успевают остыть ровно настолько, чтобы окружающие трава и цветы не обжигались, а ощутили их нежное тепло. «Цветы поворачиваются в сторону полетов, особенно тюльпаны выглядят потрясающе», - говорит Марина Попович. 
Она сумела привнести поэзию в профессию. И профессию в личную жизнь так, что это все составляло одну, неделимую любовь. «В 30-летнем браке с Павлом Поповичем, космонавтом номер четыре, конечно, не все было гладко, - рассказывает летчица, - мы часто разлучались, я помногу работала в другом городе. Но, мы сразу поклялись, что не будем мешать друг другу летать. И радовались, и страдали вместе». Когда любимый человек ушел, Марина Лаврентьевна расценила это спокойно: «Он меня потерял, не сумел оценить». Ее сердце ничуть не ожесточилось. Тем более, что с ней остались две дочки Наташа и Оксана, которые гордятся своей мамой. 
Сейчас у Марины Лаврентьевны есть уже две внучки и внук, а рядом – опять любимый мужчина. В Борисе Александровиче Жихореве, генерал-майоре авиации, бывшем начальнике армейской разведки, а потом заместителе начальника штаба ВВС Сухопутных войск она нашла родственную душу. Они даже совместный поэтический сборник выпустили. Называется "Наедине с небесами".
Высота, словно вечный экзамен
«Смотрите, какая у меня рука», - раскрыла свою ладошку Марина Лаврентьевна. Даже внешне она выглядела очень крепкой. Немудрено, что этим женским ручкам многое было под силу. Был случай, и грабителям дала достойный отпор. Напали как-то на нее двое верзил в северной столице, когда вечером возвращалась с учебы в академии. 
А со спортом Марина Попович всегда была очень дружна. Иначе нельзя. Она испытывала самолеты на живучесть. А новая техника постоянно испытывала ее: «Представьте, как тяжело женщине управлять грузным "Антеем", когда при отказе критического двигателя по крену приходится применять усилие руками до 45 кг, а по педалям — до 100 кг. Сила и здоровье нам, безусловно, были нужны». О силе духа, которую не раз приходилось проявлять в нештатных ситуациях, летчица не говорит. А, ведь была в ее рискованной работе катастрофа, после которой и мужчине не просто вновь браться за штурвал. Сегодня Марина Лаврентьевна способна даже анализировать ту аварию, случайно заснятую на кинопленку: «На взлете у меня отказал форсаж двигателя "МИГ-21". У этого самолета маленькое крыло, тяга уменьшилась, а створки сопла остались открытыми - самолет упал на взлете, заклинило фонарь. Спасло чудо: фонарь удалось разбить, меня вытащили из горящего самолета. Сначала я не испугалась совершенно. Но вот ночью, снова переживая этот полет во сне, ощутила настоящий ужас. "Оклемалась" через три дня и снова приступила к испытательным полетам». 
Марина Попович много раз поднималась в стратосферу. О чем успевала задуматься летчица, добравшись на высоту более 18 тысяч метров, откуда, кажется, до звезд рукой подать? Наверное, даже стихами об этом не расскажешь. 
Секрет ее молодости
У каждого летчика наступает момент, когда приходится расставаться с небом. Марина Попович завершила свою летную карьеру в 53 года, имея на счету множество личных достижений. Причем, не только связанных с полетами. Она закончила Киевский авиационный институт и Ленинградскую академию гражданской авиации, защитила кандидатскую диссертацию по гидродинамике. Как все успевала: и летать, и учиться, и воспитывать детей – обычному человеку такое не понятно. «А просто жизнь свою надо планировать, - словно услышав наши мысли, объясняет Марина Лаврентьевна. – Еще на первом курсе летного училища я поставила перед собой «нескромные» задачи: стать не просто военной летчицей, а летчицей первого класса; быть не только ученым, но как минимум профессором; обязательно стать писателем и жить в квартире с видом на аэродром. Задуманное много лет назад действительно стало явью. Сегодня Марина Попович проректор международного Института управления, президент академии им. Ощепкова, профессор, член Союза писателей... И живет рядом с летным полем, радуется, когда слышит гул моторов, по звуку различая, какие команды выполняет самолет. «Продолжаешь летать? – подшучивают близкие. 
Так уж получается, что с мечтой она все-таки, не рассталась. Только теперь ее любовью стал космос, неразгаданные тайны земли. Прославленная летчица побывала в пяти экспедициях по поиску «снежного» человека, кропотливо собирает и обобщает научные материалы о неопознанных летающих объектах, аномальных явлениях, пишет книги о НЛО, ведет переписку с уфологами, живущими в разных странах, регулярно участвует в международных научных конференциях. Дел по-прежнему много. С годами интерес к жизни только возрастает, и не в этом ли секрет ее женской красоты? 
Где-то в безграничном пространстве есть звезда, названная именем Марина Попович. Как ни странно, но они между собой очень похожи. Ведь свет той звезды тоже проникает в неизведанные дали…

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.