«Я живу в иллюзиях, которые сам создаю»

 Игорь Дадиани – в мире Высокой моды это имя известно давно. Женщина в нарядах от Дадиани чувствует себя особой королевских кровей. Может быть, оттого, что он и сам принадлежит к одной из древнейших княжеских фамилий? 
Модному дому Игоря Дадиани в Чебоксарах недавно исполнилось десять лет. За эти годы Мастером было создано несколько коллекций, и каждая из них стала событием в мире моды. Мы попросили именитого модельера поделиться своими взглядами на моду, женскую красоту, творчество и семейные ценности. Вот что он нам рассказал. 


О женщине и власти
- Не красота спасет мир, его спасет женщина. Она практична, у нее огромное чувство ответственности – перед домом, перед семьей, детьми, а в конечном счете – и перед страной, государством. И на руководящих постах должно быть больше женщин. Что сейчас происходит у нас в стране? Мы проедаем то, что было создано не нами. Но так не может продолжаться вечно, рано или поздно должен наступить момент созидания. А женщина по натуре - созидатель. В том числе и в бизнесе. 
Конечно, мужчина должен быть добытчиком в семье. Но многие наши мужчины и в пятьдесят – дети, о них надо заботиться, жалеть их, сочувствовать. И какой выход у жены? Шляпку на макушку – и вперед, зарабатывать деньги.
На женщине держится очень многое. При этом, когда ей, бедняге, думать о себе? Весь день работа, а вечером - накормить детей, проверить уроки, все перемыть-прибрать, поцеловать мужа. Если есть силы утром – найти себя в зеркале, плеснуть духами – даже не важно, насколько они подходят, не подходят. Но как она выглядит при этом? 
Женщине очень повезло в том смысле, что Всевышний подарил ей гораздо больше, чем мужчине. Если женщина умна, она умело использует это преимущество. Необязательно иметь модельную внешность – главное, быть обаятельной. Расстегнутая верхняя пуговица пиджака, шлица на юбке, и даже неважно при этом, какие ноги, но если они подчеркнуты стрелочками чулок, мужчина обязательно оглянется. В этом сила женщины. 
Об очаровании и шарме 
Встречают в любом случае по одежке. Но совсем не обязательно одеваться только в черное или надевать мужской костюм, чтобы занять мужскую должность. Как не обязательно иметь шмотки от Диора, для того чтобы выглядеть стильной. Главное - надо находить время для себя. «Я не умею, мне не дано» - это все отговорки. Если есть желание – научиться можно всему, в том числе и хорошо одеваться. Да, я не могу ездить на велосипеде, но даже медведей учат в цирке - и они ездят. 
Кто-то имеет своего дизайнера, кто-то полагается на себя. Но если у вас нет персонального стилиста, что мешает раз в месяц, раз в квартал сделать вылазку, отправиться по магазинам? Перед этим вполне достаточно просмотреть несколько журналов – это ведь не 70-е годы, когда были только «Бурда» и «Журнал мод». Сегодня их множество, и, потратив час-полтора, вы вполне сможете составить представление, что сейчас носят, что с чем сочетается. 
Важный момент в умении подбирать себе одежду – рациональность. Надо учиться комбинаторности. Помните секретаршу Верочку из «Служебного романа»? Права была абсолютно! Все знают, что обувь подбирается к чему-то. Так же надо подбирать и одежду! Покупая новую вещь, вспомните, что есть в вашем гардеробе, с чем вы сможете ее носить.
Нужно четко понимать – для кого одевается женщина? Есть три варианта: «для него, любимого», «для себя», «для подружек» - пусть восхищаются и завидуют. Кто-то выбирает один вариант, кто-то старается сочетать в тех или иных пропорциях все три позиции.
 Женщина должна всегда оставаться Женщиной – на работе ли, дома ли. И домашняя одежда тоже должна радовать глаз. Да, мягкая, любящая тебя одежда, но никак не байковый халатик на завязочке. Особенно если женщине «за…». В любом возрасте можно оставаться элегантной, но чем старше женщина, тем больше внимания ей надо уделять себе, любимой, чтобы быть привлекательной. А иначе, как пела Алла Борисовна: «Ставят новых лошадей, помоложе, посильней». 
И еще - женщина должна благоухать, аромат, сотканный «из духов и тумана», будоражит воображение мужчины. Выбор «своего» запаха – дело серьезное, ведь каждая женщина - индивидуальна и уникальна.
Мне нравится, когда женщины выбирают классические ароматы – «Мажи Нуар», «Шанель», «Ангел», «Опиум». В них есть страсть, а без страсти неинтересно жить. Свеча не может тлеть, она горит. 
О моде и статусе
Нужно научиться уважать себя. Речь не о том, чтобы становиться самовлюбленным нарциссом, нет, речь именно о самоуважении. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Какое отношение это имеет к моде? Самое прямое. Одежда всегда была и есть явление социальное, она отражает статус человека. 
Елизавета умудрилась на свою коронацию одеть вертюгали по метр сорок с каждой стороны (кринолин от бедра разгонялся в сторону) - это платье сегодня стоит в Оружейной палате. У фрейлин они, разумеется, были умереннее, у простых дворянок – еще короче, и так далее. Указом Петра Первого было четко определено, женщина какого сословия какие кринолины имеет право носить. А также полностью расписано, что имеют право носить мужчины, что – женщины. Почему мы говорим о бизнесе и при этом говорим об одежде? Потому что эти вещи взаимосвязаны. Деловая женщина – тоже статус, он тоже обязывает. Это не просто стиль, это образ жизни. 
Для того чтобы выглядеть модно, может хватить и пяти-шести вещей: юбка, брюки, жакет, платье и какие-то акценты – украшения, аксессуары. В них – магия, которая может подчеркнуть шарм или уничтожить его. Платочек, брошка, подкрасила губки, капля духов – и можно идти в ресторан. Если человек выглядит неряшливо и говорит, что у него денег «куры не клюют», ему просто не поверят. Человек, призывающий к партнерству в бизнесе, должен выглядеть ухоженным и благополучным. 
О праздниках, нарядах и подарках
Не верю, когда говорят: «Да мне такое красивое платье и надеть некуда». А что мешает нам создать себе праздник? Праздник – это не только Новый год и день рождения. Праздник – это когда вокруг тебя люди, которых ты любишь и рядом с которыми тебе хорошо, те, кого хочется радовать. С кем приятно слушать хорошую музыку, разговаривать, от кого хочется услышать добрые слова или просто помолчать. И тишина бывает наполнена глубоким смыслом, не всегда надо много говорить…
Многие женщины бизнеса одиноки, потому что предъявляют к мужчинам очень высокие требования. И все равно страдают при этом. Я говорю своим дамам: «Поменяйте направление движения по улице, ходите там, где освещено. И хотя бы раз в год выезжайте куда-нибудь в красивое место. Не в Турцию, где можно на обед завалиться в шортах. Отправляйтесь в Ниццу, Карловы Вары - туда, где можно в красивом наряде пообедать в изысканном месте, сходить в оперу, в театр». 
Иногда предощущение праздника дарит не менее сильные и острые ощущения, чем сам праздник. Балуйте себя, мечтайте, дарите себе подарки. Я сам очень люблю и дарить, и получать подарки. И не люблю, когда говорят: «Тебе сложно делать подарки». Если ты знаешь меня, общаешься со мной, я тебе дорог – наверное, ты понимаешь, что может меня порадовать? 
Один из самых дорогих мне подарков – подаренные женой бриллиантовые пусетки в уши. Это было неожиданно и оттого еще приятнее. Именно поэтому они мне очень дороги.
О запретах и свободе выбора
Я рос в семье с очень жесткими устоями. Папа – военный, мама - известный врач. Я все детство, всю юность жил в жестких рамках – «так не положено, это неправильно». Мне говорили: «Ты должен учиться музыке, должен закончить школу, должен поступить в институт. Было бы здорово, если бы еще была аспирантура. Сделай все это, а потом занимайся чем хочешь». И когда я в 25 лет принес диплом, подписанный ВАКом, о том, что я – кандидат педагогических наук, то первым делом спросил: «Теперь я могу делать то, что хочу?» И родители опрометчиво согласились. Я сразу отрастил волосы, проколол уши, надел невероятные очки «макнамары»-капли. Оторвался на полную катушку. 
И все же, несмотря на запреты, я рос очень свободным человеком. Родители не просто запрещали мне какие-то вещи, они объясняли, с чем связаны эти запреты, почему я должен поступать именно так, чтобы честь семьи не была запятнана. А если я не мог сразу понять, мне говорили: «Ты должен нам поверить. За каждым твоим поступком стоишь не только ты, но и мы, твои родители, дедушки и бабушки, весь наш род». 
О потрясениях детства и магии театра
Мое детство прошло в обычном городском дворе большого сталинского дома с деревянной сценой, где мы устраивали спектакли, которые я ставил со своими друзьями и приятелями. Театр всегда манил меня необычайно, я создавал свой мир, в котором была магия, было волшебство.
Мне всегда были интересны костюмные спектакли и исторические фильмы. Помню свои детские впечатления от фильма «Анжелика и король» - это было нечто! Попасть на него было неимоверно сложно, мама провела меня тайком. А фильм «Королева Шантеклера» с Сарой Монтьель просто перевернул меня! Наверное, все это определило что-то в моей жизни.
Дома было много пластинок. Я знал наизусть все оперетты, мог пропеть от начала и до конца. Очень любил, когда родители читали мне вслух. Мне нравилось рассматривать старые книги с ятями, я очень хорошо запоминал все, что слышал, и мог почти дословно рассказать все по картинкам.  
О цене денег и бесценности любви
Я живу иллюзиями, которые сам создаю. Это началось не сегодня и не вчера. С самого детства я придумывал себе разные истории и не просто сочинял, а жил ими. У мамы был туалетный столик на гнутых ножках, накрытый затейливой салфеткой, с огромным зеркалом. На нем было множество вещиц, которые казались мне такими притягательными – статуэтки, балерины, бабушкины фотографии в красивых рамках, оловянные солдатики. И мне доставляло невероятное удовольствие все это рассматривать и сочинять каждый раз какую-то новую историю, сказку. И вот однажды во дворе я вижу у кого-то из детей фигурку балерины из слоновой кости и сразу понимаю – это то, чего мне недоставало для моих сказок. Недолго думая, меняю одно из маминых колец – это потом я узнал, что это старинное фамильное украшение с бриллиантами – на эту балеринку. Вечером говорю: «Мама, посмотри, какая у меня балерина, посмотри, как она летает!» - «Откуда она у тебя?» - «Я поменялся!» Мама ужасно расстроилась, мы ходили к той девочке, но ее мама отказалась вернуть кольцо – ничего, мол, не видела. И мама хлопнула меня веником. И я понимал за что. Она долго мне объясняла, в чем ценность каждой вещи, говорила, что не все можно оценить просто деньгами. «Это было кольцо моей мамы, твоей бабушки. Оно дорого мне не потому, что там бриллианты. Все, что есть в доме, – все это твое, придет момент, когда ты будешь пользоваться всеми этими вещами, но помни, что ценность многих из них деньгами определить невозможно. Они дороги мне, и тем будут дороги тебе». Я запомнил это на всю жизнь.
Я не был избалованным ребенком, я знал цену деньгам. У меня не было каких-то безумных требований, капризов. Но когда родители видели, что мне по-настоящему чего-то хочется, они шли мне навстречу. Помню, мне так хотелось пластинку Джимми Хендрикса. На Беговой она стоила порядка 130 - 150 рублей, и я понимал, насколько это дорого. Но я хотел ее неимоверно. И мама дала мне денег. 
Ребенком я получил столько любви, сколько многим детям и не снилось. И это очень помогало мне в жизни.


 

О тайнах рода
Мама и папа были членами партии, и многого они мне просто не могли рассказать – времена были суровые, они таким образом защищали меня. Многих мужчин нашего рода расстреляли в пору репрессий. Мой дед был расстрелян в 1937 году. И мама, как волчица, скрывающая волчат в своем логове, старалась защитить меня от опасности. Гораздо позже я узнал о княжеском роде, о родственных связях с царицей Тамарой и о многом другом. Это уже спустя время мне потихоньку начали открываться необыкновенные вещи – вот это украшение носила вот эта, а это подарок Екатерины Второй твоей прапрапрабабке-фрейлине, а это венчальное кольцо твоей мамы. У каждой вещи была своя история. Как мама сохраняла все это – мне сложно сказать. Конечно, все сберечь не удалось - в военные времена, когда семье надо было выживать, многое было сдано в Торгсин. За всеми этими вещами стоит невероятная жизнь людей, которые мне дороги и близки.
Когда я повзрослел и сам стал понимать какие-то вещи, мне открывалось все больше. Но, конечно, далеко не все. Даже уходя из жизни, мама и папа до конца всей правды так и не открыли. Знаю, что под Парижем, в Сен-Женевьев-де-Буа похоронен мой дед. Он был консулом в Париже, там жила его семья, мой отец получил образование во Франции, прекрасно играл на музыкальных инструментах. Я веду свою родословную с XII века. У меня есть кольцо, подаренное царицей Тамарой моему предку, который был не только ее родственником, но и наставником – медная печатка с гербом. Не платина, не золото, просто медь. Но оно дорого мне своей историей. Я не понимаю людей, покупающих старинные вещи, зеркала и стремящихся их очистить, переделать – это полная чушь. У каждой вещи своя история, и именно этой историей она ценна. 
Об идеях и образах
Не могу сказать, откуда приходят идеи. Иногда вспоминаешь какую-то музыку, ищешь ее, находишь, слушаешь, слушаешь, слушаешь – и вот возникает образ. Иногда – платье, иногда – ювелирное изделие. Все делается играючи. Почему у меня нет линии готового платья? Потому что мне скучно этим заниматься. А чтобы что-то получилось, должно быть интересно. Каждый человек - новый образ, новое платье. Вещь не должна повторяться ни в крое, ни в цвете, ни в оформлении декора – вышивки, цветов. Повторение – не интересно. Интересно - творить.
Мне нравится делать костюмы не только для женщин модельных форм, но и для полных, потому что задача намного усложняется, а это уже интересно. Любая из моих клиенток в первую очередь – Женщина, а значит, хочет быть обольстительной, обворожительной, привлекательной. В моих вещах женщина может смело пройти и по красной дорожке на любую самую престижную церемонию – это красиво и достойно.
Каждый показ для меня и праздник, и большое волнение. Их было много, но одним из самых запомнившихся стало представление моей коллекции княжеской семье в Монако во время проведения «Дней российской культуры» в Монте-Карло под патронажем Татьяны Михалковой. 
О временах, кино и нравах
Мне нравится историческое кино. Я счастлив, что мне выпало стать художником фильма «Тайны дворцовых переворотов», и горжусь дружбой, которая связывает меня с его режиссером Светланой Дружининой. 
Моя мечта – поработать над фильмом о 40-х годах XX века. Это очень интересный для художника материал - жесткая форма, которая предвещала что-то жуткое, это время, когда женщины были похожи на мужчин. Вообще меня привлекает все, связанное с ушедшими эпохами, ушедшим временем. У каждого времени – своя философия, свое послевкусие. А самый притягательный для меня период - Франция XVII века. Можно много говорить о взаимоотношениях формы и цвета, о красоте и блеске ушедших эпох… 
Может быть, у меня еще будет возможность заняться этим. Мне нужны всплески, эмоции. А хорошее, качественное кино, съемки в полной мере дают эти ощущения. 
Сложно представить, как будет выглядеть наша эпоха через годы. Сейчас много говорят о кризисе. В России он углубляется еще и тем, что с 80-х годов в стране почти не создавалось ничего нового. Довольно часто неблагополучие люди стараются компенсировать яркостью в одежде. Посмотрите, сегодня, не просто буйство красок, а просто феерия какая-то, сплошной гламур, пир во время чумы. Невероятные формы, невероятная обувь, невероятные огромные украшения. Что за этим последует? 
О городе и Доме
Я люблю Чебоксары, этот город вошел в мою жизнь и стал моим, там мой дом, там похоронены мои родители. Там Дом моды, который я создал, недавно мы отметили десятилетие его создания. Он потрясающий – с высокими потолками и колоннами, старинными гобеленами и мебелью, роскошным фарфором, бронзовыми зеркалами с канделябрами и консолью, привезенными из нашего фамильного дома в Зугдиди. Но это не кич, это все стильные и красивые вещи с историей. Я продал все, что можно, и все деньги вложил в свое дело. 
Люблю свой дом, свой сад. Очень люблю своих собак – у меня живут пять пекинесов. Когда говорят, что пекинесы злые, я отвечаю: «Неправда, это значит, вы сами человек не очень хороший».
Никогда не думал, что стану садоводом. А теперь у меня растут шикарные, невероятные цветы. Очень люблю георгины, но не огромные, а карликовые, необычайной расцветки. Каждую весну сажаю их в вазоны, разговариваю с ними. И они прекрасно растут. Много появилось в жизни такого, чем даже не планировал никогда заниматься. Но главное - я занимаюсь любимым делом. Жизнь идет своим чередом… 
                                                                 Визитная карточка
Дом моды Игоря Дадиани в Чебоксарах существует десять лет и работает по технологиям prêt-a-porter de luxe и haute couture. 
В портфолио Игоря Дадиани: эффектное платье из витражного стекла «Синяя птица», представленное на финале конкурса «Платье года»; специальный приз финала «Русского силуэта» за коллекцию «Гламур» от искусствоведа Александра Васильева; показ в Монако коллекции haute couture «Дива» и «Гламур» во время проведения «Дней российской культуры» в Монте-Карло; коллекция «Черная жемчужина», созданная по заказу Израильской Алмазной биржи; показы во Франции, Израиле, Турции, Тунисе, проведение собственного Фестиваля моды, объединяющего молодых модельеров и открывающего новые имена. А также работа в театрах в качестве режиссера-постановщика и автора костюмов к спектаклям. 
Игорь Дадиани - художник по костюмам к киноэпопее «Тайны дворцовых переворотов» (режиссер Светлана Дружинина). 
Награжден орденом Александра Невского «За труды и Отечество». За вклад в развитие культуры Чувашской Республики дизайнеру присвоено звание заслуженный художник Чувашии.

 

Ирина Овечкина

 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.