Гендерные стереотипы тормозят экономический рост

Сокращение гендерного разрыва в уровне занятости может дать до 1,5% ежегодного прироста мирового ВВП в период до 2030 г. и 4-20% прироста дохода на душу населения. Такую цену, утверждает доцент МГУ Ирина КАЛАБИХИНА, человечество платит за сохраняющуюся гендерную дискриминацию.
Комплексный подход к проблеме гендерного равенства – это не только борьба за права женщин. Гендерное равенство – это равный доступ женщин и мужчин к экономическим ресурсам. Это равноценность «женских» и «мужских» профессий, ролей в обществе. Равное отношение общества к вкладу тех и других в экономическое и демографическое развитие.
Впервые концепция комплексного подхода к проблеме гендерного равенства появилась в международных документах благодаря III Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин в Найроби в 1985 году. Позже, в 1995 г., в Пекине, она была одобрена на IV Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин.


 

Развивается население – развивается страна
Во многих государствах и межгосударственных структурах – за исключением России – институциализация процессов развития гендерного равенства активизировалась. Идея, что равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному развитию общества, в том числе экономическому и демографическому, получает все более широкое распространение.
Всемирный экономический форум с 2005 г. рассчитывает глобальный индекс гендерного неравенства и выпускает ежегодные доклады о развитии гендерного равенства. В июле 2010 г. в ООН начала работу новая структура «ООН-женщины» с целью поддержать государственные институты гендерного равенства в разных странах. Гендерным вопросам уделяют все больше внимания и в бизнесе.


 

«Женщины держат полмира»
Утверждение, что гендерное неравенство тормозит развитие общества – это не пустой звук. Например, потери от повышенной детской смертности и заболеваемости, низкий уровень иммунизации детей непосредственно связаны с уровнем образования матери, ее дохода, самостоятельности.
Ущерб для производительности и экономического роста проявляется в упущенных возможностях для разных поколений. В потерях в заработке, в национальном доходе, в неэффективном разделении труда.
Например, чем ниже уровень образования матери, тем ниже инвестиции в человеческий капитал детей и отдача от образования детей.
Разрыв в оплате труда мужчин и женщин одинаковых профессий в России составляет 35-40%
Неравный доступ на рынок труда для мужчин и женщин приводит к потерям в объеме конечной продукции, к сужению предложения на рынке труда (в краткосрочном периоде), к воспроизводству неэффективных технологий в домашнем хозяйстве.

Цифры и факты
В современном мире вклад женщин в ВВП составляет около трети: в Казахстане - 37%, в Нидерландах - 27%, в африканских странах - 20-37%, на Филиппинах - 35-40% (а если учитывать неоплаченный труд женщин - 50%). Если бы, например, голландские женщины увеличили свой вклад в экономику до 35%, это дало бы дополнительный прирост 11% ВВП.
Получение женщинами образования, особенно высокого уровня, как правило, приводит к росту уровня женской занятости. Аналитики Goldman Sachs в одном из последних докладов, созвучных с китайской пословицей «Женщины держат полмира», построили прогноз роста женской занятости в большинстве стран современных цивилизаций и рассчитали, какой эффект для экономики даст этот рост. Получилось, что сокращение гендерного разрыва в уровне занятости может дать от 0,3 до 1,5% ежегодного прироста ВВП и от 4 до 20% прироста дохода на душу населения к 2030 году (см. Women Hold Up Half the Sky. Goldman Sacks. Global Economics Paper. 2008. No. 164).
Ясно, что эффект будет сильнее в тех странах, где потенциал сокращения гендерного разрыва в уровне занятости велик (Египет, Турция), и слабее в странах, где женщины уже активно представлены на рынке труда (Вьетнам, Китай, Россия).
Женщины на руководящих должностях – это иной, чем у мужчин стиль управления. Они чаще выносят на повестку дня социальные вопросы, более заинтересованы в решении проблем в таких сферах, как общественное благо, правовая защита, прозрачность управления. Чаще демонстрируют новый стиль управления – неавторитарность, коллегиальность, акцент не на силу, а на стимул и т.д.
По данным экспертов, женщины на 4-9% меньше склонны к противоправным и непорядочным действиям, мужчины чаще (на 3,3%) дают и берут взятки (см. World Values Survey, 1991). Неслучайно, в ряде стран увеличение доли женщин в парламенте рассматривается как антикоррупционная мера.
Гендерное неравенство – один из самых консервативных типов неравенства, оно уходят корнями в далекое прошлое, формируя устойчивые стереотипы в обществе.
Экономический рост – сам по себе и автоматически – гендерное неравенство не устраняет. С одной стороны, он способствует разрушению жесткой системы гендерного разделения труда. При этом расширяются возможности на рынке труда для женщин. Например, развиваются женские отрасли (экспортная швейная промышленность, Бангладеш), женщины замещают мужчин в отраслях с большой долей ручного труда (огранка, Индия), развивается малый бизнес (Европа), фермерство (развивающиеся страны). Яркий пример влияния компьютеризации на женскую занятость: в США с 1984 по1993 гг. рост женской занятости на 50% произошел за счет увеличения применения компьютеров в различных сферах хозяйственной деятельности. С другой стороны, рост доходов (как следствие экономического роста) приводит к сокращению времени работы женщин в общественном производстве, как правило, облегчается и сокращается труд в домашнем хозяйстве.
И все же практика такова. Относительно высокий рейтинг страны по ВВП может сопровождаться низким рейтингом по гендерному равенству (Япония, Республика Корея, ОАЭ). И, наоборот, относительно невысокий рейтинг страны по ВВП не мешает стране занимать неплохие позиции по гендерному равенству (Аргентина, Латвия, Коста-Рика).
В России, например, наиболее богатые регионы имеют наибольший гендерный разрыв в оплате на рынке труда и наименьшее представительство женщин в органах власти. Патриархальный гендерный порядок, проявляющийся в асимметричном бюджетировании и развитии «мужских» и «женских» отраслей (экспортно-ресурсный тип роста), приводит к экономическому росту – но только в краткосрочной перспективе.

Гендерный порядок и институты гендерного равенства
Уровень развития общественных институтов, гендерный порядок (то есть социальные нормы, политическая культура и отношение общества) в деле расширения возможностей женщин значит, как минимум, столько же, сколько экономическое благосостояние и общий уровень развития человеческого потенциала.
Эгалитарный гендерный порядок позволяет равномерно распределять ресурсы между полами, выравнивать и повышать отдачу от человеческого капитала женщин и мужчин.
Отход от политики поддержки приоритетов отстающего пола в политике отбросил Россию по показателю представительства женщин на политическом Олимпе в группу отстающих стран.
Выход – развивать институты институты гендерного равенства. Какие?
Прежде всего, это законодательство, которое во всех своих аспектах не должно противоречить принципам гендерного равенства.
Важная часть этого процесса – реализация Национального механизма по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, что включает создание и исполнение национального плана действий по развитию гендерного равенства, формирование соответствующих комитетов и комиссий при исполнительной и законодательной власти с реальными полномочиями и ресурсами.
Не менее значимый момент – общественные нормы: гендерное просвещение, отказ от гендерных стереотипов.


 

Россия: регресс в гендерной политике
В России в последние 10 лет наблюдается стагнация и регресс в развитии институтов гендерного равенства. Что приводит к гендерному неравенству во многих сферах жизни. Поэтому так нужно в этой области совершенствовать законодательство, формировать и развивать соответствующие структуры и организации, общественные нормы и неформальные правила.
На рынке труда у нас сохраняется вертикальная и горизонтальная сегрегация с преобладанием женщин в низкооплачиваемых бюджетных секторах, на низкооплачиваемых не руководящих работах. Среди учащихся высших учебных заведений около 60% – женщины. Однако высокий уровень образования женщин не решает вопрос о преодолении разрыва в зарплате с мужчинами. В два раза больше женщин, чем мужчин, пребывают на работах, связанных с напряженностью трудового процесса.
Разрыв по полу в доступе к ресурсам сохраняется десятилетиями. Политические и экономические изменения в России ничуть не повлияли на эту ситуацию: разрыв в оплате труда составляет 35-40%. Женщины по-прежнему больше работают (особенно с учетом затрат времени на ведение домашнего хозяйства), но у них меньше свободного времени, а в современном обществе время – одно из самых важных ресурсов для человека.
В стране высок уровень домашнего насилия в отношении женщин (около 40% женщин подвергаются физическому насилию – см. подробнее Калабихина И.Е., Козлов В.А. Домашнее насилие в отношении женщин в современной России: влияние социально-демографических характеристик супругов на распространенность насилия// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2009. № 1. С. 62–84.), крайне мало институтов, способствующих снижению насилия, помогающих женщинам в трудных ситуациях. Россия не участвовала в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, проведенной Советом Европы в 2006-2007 годах.
Традиционно низок уровень представительства женщин на российском политическом Олимпе (10-12% занимаемых парламентских мест).
Гендерные стереотипы пронизывают все общественные отношения – сферу занятости, политику, отношения в семьях и пр. Высокая терпимость к гендерному неравенству фактически «оправдана» современным российским обществом.


 

В среднем женщины создают около трети мирового ВВП, а в некоторых странах и больше – например, в Казахстане - 37%, на Филиппинах - 35-40%
В последнее десятилетие в России наблюдался регресс в развитии институтов гендерного равенства, как официальных, так и общественных. После начала административной реформы 2004 г. статус официальных структур, отвечающих за функционирование Национального механизма по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, был значительно понижен.
Казалось бы, у нас принцип равенства прав мужчин и женщин закреплен нормативными документами, но в национальном законодательстве нет механизмов, обеспечивающих его выполнение. В 2002 г. прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 г. указом президента РФ была закрыта Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ. Статус сформированной в 2005 г. Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ стал совещательный, решения носят рекомендательный характер.
В 2006 г. была утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально документ правительством не был принят.
При этом очень устойчивы гендерные стереотипы в самом российском обществе. При том, что в области самого образования в РФ гендерной дискриминации нет. Но и в школьном, и в университетском образовании (содержание курсов, учебников, отношение учителей и преподавателей) воспроизводятся гендерные стереотипы.
Не устранены «стереотипы поведения» со стороны работников и работниц и «стереотипов положения» со стороны работодателей. Что и приводит к более низкой экономической отдаче от образования у женщин, чем у мужчин.


 

При этом стереотипное восприятие работниц и работников может не соответствовать реальной ситуации на рынке труда. Например, по данным компании PriceWaterhouse Coopers с начала экономического кризиса в России, число женщин, которые занимают руководящие должности, увеличилось с 30 до 40%. Женщины, уверены исследователи, в кризисы более лояльны, менее подвержены ротации на руководящих позициях. Они более ответствены.
Итак, разрыв между стереотипами и реальными обстоятельствами, противоречие между общественными нормами и требованиями реальных общественных систем тормозят развитие нации. Она попадает в замкнутый круг – стереотипы поддерживаются дискриминационной практикой, а практика, в свою очередь, поддерживает даже те стереотипы, для существования которых уже и нет реальных экономических условий.
В России отсутствует практика судебных дел о дискриминации по признаку пола. Эти факты очень трудно доказывать, судьи не подготовлены вести дела по этим преступлениям, население плохо информировано о своих правах и возможностях их защиты.
Вот почему все-таки следует совершенствовать и формальные, и неформальные институты гендерного равенства.


 

Что можно сделать в рамках Национального механизма по развитию гендерного равенства? На уровне формальных структур и организаций создать и, главное, исполнять национальный план действий по развитию гендерного равенства. А для этого этим структурам и организациям нужно высокое обеспечение – полномочиями и ресурсами.
На законодательном уровне этому поможет появление Закона о гендерном равенстве, непременное проведение экспертизы всего законодательства в отношении соответствия его этому закону. Важным представляется и проведение гендерной экспертизы концепций социально-экономического и демографического развития.
На общественные нормы, отказ от гендерных стереотипов, могут повлиять информационно-просветительские кампании, гендерное просвещение, включая специальные курсы в программе среднего и высшего гуманитарного образования. Необходим также кодекс учителя и преподавателя, не допускающий распространения гендерных стереотипов в рамках профессиональной деятельности.

Ирина Калабихина

Источник: Экономическая политика. Экспертный канал
 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.