«Не знаешь, что делать, - делай шаг вперед»

 Ровно год назад, когда угроза наступающего экономического кризиса стала явной, на встрече делового клуба ИД "Экономическая газета" "Женщины будущей России" состоялась деловая дискуссия, на которой члены клуба обсуждали возможные версии развития ситуации и предлагали варианты действий, способных свести риски в бизнесе к минимуму. В роли ведущего эксперта тогда выступила Евгения Богатова, к.э.н., генеральный директор группы компаний "Русское золото", председатель контрольно-ревизионной комиссии РСПП. Сегодня, спустя год, мы предложили Евгении Роменовне проанализировать произошедшие в экономике страны перемены и дать оценку тем возможностям, которые получит бизнес-сообщество в наступающем 2010 году.  

Шесть тенденций 2009 года 
На прошлогоднем заседании Делового клуба «Женщины будущей России» было выделено шесть основных факторов, с которыми придется столкнуться бизнесу и которые будут играть определяющую роль в деловой обстановке 2009 г.: резкое сжатие внешнего и внутреннего спроса, девальвация рубля, трудность и даже недоступность получения кредитов, усиление жесткости налогового и административного бремени, рост издержек под влиянием политики естественных монополий, рост коррупции в госсекторе и повышение роли лоббизма в деятельности компаний на всех уровнях. Так, собственно, все и складывалось, особенно в первой половине 2009 года, наиболее жесткой фазе кризиса. 
Стоит отметить реакцию членов Делового клуба «Женщины будущей России», принявших участие в дискуссии, на анализ будущих кризисных явлений. 

Большинство утверждало, что мы обязательно найдем возможности приспособиться к трудностям, преодолеть их. Предложение смотреть на кризис так, как смотрят на него китайцы (в слове «кризис» на китайском языке присутствуют две составляющие — и опасность, и возможности), было поддержано практически всеми. 
Участвуя в инвестиционном форуме «Москва-Инвест 2009» в Шанхае в октябре2009 года, я еще раз убедилась в том, что в языке действительно отражается характер, психология людей. Очень мало кто из участников дискуссии с китайской стороны делал упор на трудности, в основном все внимание обращалось на возможности, которые надо использовать, на необходимость действий, быстрого приспособления к меняющимся условиям, адекватного и эффективного реагирования на них. 
Конечно, можно сказать, что китайцам легче — во всем мире спад, а у них рост. Москва конечно же далеко не Шанхай. Но практический опыт не раз подтверждал правоту совета: «Не знаешь, что делать, — делай шаг вперед».
 
Если мы живем в этой стране, то, по-видимому, единственно правильный подход — поиск возможностей, эффективное действие по их использованию.
                                         
  Цифры и факты 

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ожидает по итогам 2009 г. валовой внутренний продукт России упадет на 8,7%, США — на 2,8, стран еврозоны — на 4,8, а в Китае рост этого показателя составит 8,3%.

 Конъюнктура оживилась раньше, чем ожидали 
Какие же возможности даст нам следующий год? Попробуем очертить лишь некоторые из них, основываясь на анализе складывающихся в экономике тенденций. 
Один из важнейших выводов, которые можно сделать по результатам прошедшего года, — это то, что первая наиболее тяжелая фаза кризиса, резкий спад, по времени оказался более кратковременным, чем ожидалось. 
Сопровождавшееся падением мировых цен сильное сжатие спроса на основные позиции российского экспорта — нефть, газ, металлы, — постепенно, быстрее, чем прогнозировалось всеми, сменилось плавной повышательной тенденцией — и по объемам спроса, и по ценам. Фактически это началось с третьего квартала текущего года. 

Что особенно важно — сложившаяся конъюнктура уже позволяет крупным компаниям работать прибыльно. Начавшееся восстановление нормальной конъюнктуры для выживших малых и средних контрагентов «крупняка» дает шанс для дальнейшего развития, пусть и более скромными, чем раньше, темпами. Появляются и новые вакансии для работников. С началом кризиса тяжелая ситуация в банковской сфере, фактическое прекращение ипотечного и потребительского кредитования вкупе с сокращением работников и замораживанием зарплат в основных отраслях повлекли за собой очень серьезное сжатие потребительского спроса. Страх перед неизвестностью — насколько затянутся трудные времена? — заставил потребителей еще больше «поджаться». Но сейчас постепенно начинается чуть заметное оживление, понемногу восстанавливается
потребительское кредитование, люди чувствуют себя немного увереннее, надеются на улучшение своего материального положения.
                                                              Цифры и факты 

25% россиян, по данным исследования РОМИР, проведенным в октябре 2009 г., полагают, что экономическое положение в стране улучшится уже в ближайшие три месяца. 22% — таков среднемировой показатель (опрос исследовательского холдинга РОМИР проводился в рамках международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса» и охватил 24 страны). За последние три месяца доля оптимистичных прогнозов в России по этому поводу выросла на 4%, доля пессимистичных снизилась на 7%.
 

Оптимизируем и управляем 
Надеясь на положительные сдвиги, люди психологически готовы тратить больше, но хотят в сложившейся ситуации найти наилучшее сочетание «цена-качество». Дойти в такой обстановке до «своего» потребителя, предложить ему за те же деньги больше потребительской ценности, усовершенствовать методы продвижения своего товара или услуги, может быть, занять новые ниши, освобожденные кем-то не выдержавшим испытание кризисом, — это и вызов предпринимателям, и возможность для них. 
Обращу внимание на еще один интересный факт — не исчезли возможности и для импорта. С началом кризиса, и особенно когда началась так называемая плавная девальвация рубля относительно ведущих мировых валют, возникли серьезные основания предполагать, что импорт как вид деятельности может стать невыгодным. Падающая национальная валюта, как известно, выгодна экспортерам и может привести к резкому сокращению импорта, потому что сделает его неконкурентным по ценам на внутреннем рынке. 
Частично так и произошло. Но уже начиная с сентября рубль начал обратное движение, начал укрепляться относительно доллара и евро. Не вдаваясь в детальное описание причин этого явления, скажем, что такая тенденция закрепления колебаний рубля на существенно более высоком, чем в разгар кризиса, уровне достаточно устойчива. Это, кстати, не только российское явление — все валюты развивающихся экономик испытывают сейчас достаточно серьезное давление в сторону укрепления. 

Есть основания считать, что в ближайший год, если не изменится нефтяная конъюнктура и цены на нефть серьезно не упадут, рубль не будет девальвироваться и для импорта товаров и оборудования, на которые есть спрос на российском рынке, будут вполне приемлемые условия. Только прибыльность, конечно же, не будет докризисной и произойдет больший сдвиг в пользу эконом-класса и поставок из стран «долларовой» зоны. 
Безусловным вызовом для бизнеса в 2010 году будет неизбежный рост целого ряда статей издержек. Уже объявлено о существенном росте тарифов на электроэнергию, тепло, растут ставки аренды земли, привязанные к кадастровой стоимости земли, оцененной до кризиса. Заемщики не смогут, как в 2009 году, относить на не облагаемые налогом на прибыль затраты свои расходы по процентам, так как этот норматив привязан к ставке рефинансирования Центрального банка, а она становится все ниже. А это значит, что тщательное управление затратами, оптимизация бизнес-процессов так же, как и в 2009 году, будут абсолютно
необходимы.
                                                      

                                             Цифры и факты 

На 40% упал объем импорта России за январь — сентябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (по данным платежного баланса России). С 2005 по 2007 г. внешний долг негосударственного сектора России, по данным министра финансов А. Кудрина, увеличился почти в 4 раза и достиг 417,2 млрд долл. США, а к середине 2008 г. превысил уровень в 500 млрд долл. США.

 

 До полной стабилизации еще далеко, но… 
За истекший сложный год многие компании подрастратили свои резервы, работают в условиях нехватки оборотных средств, не говоря о возможностях для инвестирования. Для работы на вялых рынках, для использования возможностей занятия новых ниш конечно же нужны финансовые ресурсы. Хорошая новость: банки наконец-то вновь приступили к кредитованию. Безусловно, есть и свои «но». 
В нынешней ситуации структура средств у банков такова, что источники «длинных» денег существенно уменьшились. Да и сами банки не хотят кредитовать на относительно долгий период и делают это только в крайнем случае — при реструктуризации уже имеющейся задолженности у относительно благополучных заемщиков или при выдаче очень ограниченного числа новых кредитов особенно надежным компаниям. Ну и, конечно, при выдаче госбанками кредитов стратегическим или считающимся таковыми компаниям. Потому и кредитование «обычных
» заемщиков больше чем на 1—2 года — все-таки пока редкость. 
Процентные ставки хоть и снизились по сравнению с первым полугодием кризиса, но достаточно высоки по сравнению с рентабельностью основных отраслей. Требования к обеспечению кредитов стали существенно жестче, чем до кризиса (больше дисконт при оценке залогов, более жесткие требования по потенциальной ликвидности заложенного имущества и других активов и т.п.). 
По-видимому, подобная ситуация сохранится и в 2010 году. Подозрительность банков по отношению к заемщикам будет исчезать очень постепенно, по мере нормализации экономической жизни. Государственные подпитки банков скорее всего не будут такими щедрыми, как на острой стадии кризиса. Но такая ситуация все равно лучше, чем в первой половине 2009 года. В любом случае с банками надо работать, искать вариант, стучаться во все двери, доказывая, что кредитный риск в вашем случае приемлем. 
У того, кто располагает финансовыми ресурсами — своими или заемными, — существуют неплохие возможности покупки новых активов. Исчезла их переоцененность, так явно бросавшаяся в глаза перед кризисом. Ряд
собственников, переживших острую стадию кризиса, тем не менее готовы расстаться со своим имуществом или бизнесом, снизив свои «аппетиты». К примеру, если по объектам недвижимости продавцы в предкризисный год ожидали получить цену, равную чистому операционному доходу за 9—10 лет, и покупатели были готовы платить такую цену, то сейчас ожидания снизились до 6—7 лет. Правда, покупатели пока настроены только на 4—5-летний период, но в итоге с течением времени настроения покупателей и продавцов должны сблизиться. Примерно аналогичная ситуация и в купле-продаже бизнеса — снижение рыночных цен налицо.

                                          К сведению 

Управляющие фондов во всем мире в условиях кризиса и нестабильности ищут возможности вложить деньги в компании, которые успешнее преодолевают трудности.     Швейцарская инвестиционная компания Naissance Capital решила, что инвестиции в те компании, где в совете директоров значительную долю составляют женщины, будут самыми многообещающими. Запуская инвестиционный фонд Women`s Leadership Fund, цюрихская управляющая компания ориентировалась на авторитетные исследования, показывающие, что компании с большим количеством женщин в управлении демонстрируют более высокие финансовые результаты, в среднем на 10% выше, чем аналогичные, но руководимые преимущественно мужчинами. В совет директоров Women’s Leadership Fund входят восемь женщин, в том числе бывшие премьер-министры Канады и Новой Зеландии, а также супруга бывшего британского премьера Тони Блэра, являющаяся известным адвокатом. В команде управляющих фондом — две женщины и четверо мужчин. 

Немного оптимизма 
Ну и в заключение еще немного оптимизма. Обстановка в стране имеет позитивные сдвиги, но в целом пока нестабильна. Наша экономика сильно зависит от экспорта и, следовательно, от конъюнктуры мировых рынков и международной финансовой системы. Внутренние изменения происходят очень медленно, правильные идеи далеко не всегда подкрепляются реальными делами. В то же время у нас довольно сильный финансово-экономический блок в правительстве, внимательно работающий с макроэкономическими пропорциями с учетом законов рыночной экономики. 
Уже первая фаза некоторого оживления и в мире, и в России показывает, что есть опасность нового надувания финансовых пузырей на базе спекулятивного капитала и, как следствие, нового спада. Сейчас во всем мире много спорят о том, как будут развиваться события — по букве «
(спад — подъем) или по букве «W» (спад — подъем — снова спад и потом более устойчивый подъем). Хорошо уже то, что мало упоминают букву «L», которую так боялись в начале кризиса (спад и долгая стагнация на дне). 
Хотелось бы надеяться, что по крайней мере в 2010 году не появится вторая часть буквы «W» и мы окажемся на правой стороне буквы «V». Даже если она не будет так круто уходить вверх. 



 

Оставьте свой комментарий:

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Чтоб оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.